Очередной форум ISDEF был посвящен проблемам маркетинга программных продуктов
По темам, обсуждаемым на отраслевых форумах, можно понять, что больше всего волнует игроков соответствующего рынка. Главной темой очередного форума Independent Software Developers Forum (ISDEF), на который традиционно собираются российские разработчики коммерческого и условно бесплатного программного обеспечения, были маркетинг и продвижение продуктов (на первом форуме, как отмечает Татьяна Цветкова, руководитель отдела маркетинга компании Softkey, активнее всего обсуждались вопросы разработки программ, на втором — проблемы организации бизнеса). То есть российские разработчики, составившие более половины участников последнего форума разработчиков, интересуются уже не только разработкой программ и организацией бизнеса, но ищут новые пути конкурентной борьбы.
Характерной особенностью российской отрасли программного обеспечения является то, что очень немногие компании могут позволить себе выпускать коммерческие продукты, поскольку не ожидают, что их усилия окупятся. Поэтому им приходится довольствоваться продажами условно бесплатных программ — shareware, которые традиционно распространяются через Internet. Благо, широкополосный доступ становится все популярнее. В результате, по данным, которые привела Наталья Касперская, генеральный директор «Лаборатории Касперского», сейчас на Digital River — одном из крупнейших мировых порталов, специализирующихся на продаже условно бесплатного программного обеспечения, отечественным разработчикам принадлежит около 15% продукции.
В России условно бесплатные продукты продает компания Softkey, которая регистрирует продукты, организует рекламу и обеспечивает получение денег с клиентов. По словам Феликса Мучника, генерального директора Softkey, средняя стоимость покупки за этот год выросла до 690 руб., то есть до мирового уровня цен.
«Вообще, замечено, что средняя стоимость покупки программного обеспечения через Internet равна цене полного бака бензина», — отметил он. Кроме того, в этом году обнаружился большой рост региональных продаж, что, видимо, связано с плохой инфраструктурой распространения тиражных продуктов. За восемь месяцев этого года через Softkey было оплачено 35 тыс. счетов — столько же, сколько за два предыдущих года, а количество повторных покупок увеличилось на 14%.
«Клиенты привыкают покупать программное обеспечение через Internet», — полагает Мучник.
У Softkey уже есть представительства на Украине, в Белоруссии и Казахстане, а теперь компания собирается открывать офисы в Эстонии и Болгарии, так что клиенты Softkey имеют доступ к рынкам не только России, но и некоторых стран ближнего, а в перспективе — и дальнего зарубежья. Для выхода на мировой рынок можно воспользоваться услугами других компаний, представители которых также приняли участие в ISDEF.
В качестве примера можно привести оборот рынка условно бесплатных игр, который составляет по экспертным оценкам Alawar Entertainment около 300 млн. долл. Причем этим бизнесом, кроме перечисленных выше специализированных сайтов, занимаются и крупные порталы, такие как Yahoo, MSN, ICQ и некоторые другие. Однако на этом рынке пока не присутствуют гранды индустрии компьютерных игр, имеющие несколько тиражных продуктов и права на использование киногероев. Впрочем, по мере развития широкополосного доступа они, скорее всего, попытаются воспользоваться уже сложившимся каналом распространения ПО через Internet.
Сейчас в мире образовалась индустрия распространения программных продуктов, к которой практически бесплатно могут подключиться отдельные разработчики и небольшие компании. Все они при помощи Internet получают примерно равные права на получение хотя бы небольшого вознаграждения за свой труд. У российских разработчиков в этой области есть все шансы конкурировать с западными, поскольку крупными компаниями еще не полностью освоен канал распространения продукции через Internet, а он, по мере развития Сети, становится все более популярным.