С какими проблемами приходится сталкиваться ИТ-профессионалам на пути реализации своих новаторских идей
Джеффри Мур: «Информационные технологии — стимул и база инноваций» |
Новые идеи реализуются в различных формах, от радикальных технических инноваций, таких как появление первых персональных компьютеров, до новаторских моделей ведения бизнеса, как это было в случае с Dell Computers, когда компания решила продавать свои продукты напрямую пользователям, отказавшись от работы с каналами продаж. Джеффри Мур подчеркивает, что наибольшую отдачу от новаторских решений можно получить в том случае, если тщательно проанализировать путь развития рынка и «привязать» новаторские идеи к этой эволюции. Мур, управляющий директор компании TCG Advisors, беседует с Кэтлин Меламью?кой о проблемах, с которыми приходится сталкиваться ИТ-профессионалам на пути реализации своих новаторских идей.
Какова роль ИТ в процессе технологической эволюции?
ИТ — стимул и база инноваций. В создании кардинальных и прикладных инноваций первостепенное значение имеют технологии, связанные с обеспечением взаимодействия и совместной работой. Мы уже 20 лет говорим о проблемах параллельной разработки, но наши клиенты по-прежнему утверждают, что все подобные решения далеки от тех, которые они хотели бы иметь. Информационные технологии предстоит еще долго совершенствовать, прежде чем в этой сфере они достигнут приемлемого уровня.
Новаторских решений, связанных с продуктами и процессами, появляется все больше. Как в этом случае меняется роль ИТ?
На этапе гиперроста рынка особое значение имеет создание базовых систем обработки транзакций, при этом крайне важно их проектировать в расчете на масштабируемость. Информационные технологии нужны не для того, чтобы выделиться на рынке; их цель в том, чтобы бизнес компании развивался, причем без потрясений. В течение этого периода ИТ переживают далеко не лучшие времена. Они становятся слишком специализированными, их число растет, в целом полная неразбериха. Правда, это происходит потому, что на этапе гиперроста собственно функции в компании, для поддержки которых они предназначены, тоже, как правило, не упорядочены.
Каким образом избежать этого?
В период гиперроста бизнес развивается столь быстро, что если и возникает желание навести порядок, то на это нет времени. Компании, ввязываясь в своеобразную гонку ИТ, как правило, сами создают неразбериху, а потом тратят массу усилий на то, чтобы во всем этом разобраться, но сделать это не так-то просто.
А что происходит потом?
За эпохой гиперроста приходит следующая стадия, но это еще не эпоха упадка. Мы находимся на том этапе, когда ИТ могут позволить компании по-настоящему выделиться на рынке. Расходы на процессы снижаются, а для этого подходит множество ИТ. В частности, можно отказаться от расходования ресурсов на те процессы, которые не дают компании преимуществ на рынке, и вложить эти средства в перспективные направления. Здесь важную роль играет аутсорсинг — передача на независимое сопровождение части функций, выполняемых компанией.
И как в этом помогают информационные технологии?
Вне зависимости от того, когда было принято решение об аутсорсинге, необходимы системы контроля и получения информации. И здесь не обойтись без ИТ. Системы ИТ, как правило, нужны для работы сотрудников компании. Внутри компании нет повода для использования специальных систем сбора информации и контроля, поскольку об этом заботится руководство. Но сейчас (в случае аутсорсинга) речь идет о сборе информации и контроле на расстоянии. Крайне важно подписать соглашения об уровне обслуживания для функций, переданных на аутсорсинг, о выполнении которых будут извещаться все. Знания об управлении процессами, как правило, используются в химической и нефтеперерабатывающей отраслях, но компании, специализирующиеся в других сферах, об этом практически не знают. Конечно, есть компании, которые начинают применять разные методологии управления качеством, но для ее поддержки в приложении к ИТ необходимо разработать программное обеспечение. Все это только создается.
Что происходит в период упадка рынка?
По мере того как рынок входит в стадию стагнации и компании меняют модель ведения бизнеса, старые системы поддержки транзакций требуют переработки. Здесь открывается простор для самого разного рода деятельности в сфере ИТ, и я не знаю простого ответа. Можно сократить цепочку движения средств, исключив из нее какие-то компоненты. Возможно, стоит отказаться от четырех компаний-поставщиков в пользу одной или двух. Когда в компании решаются такие проблемы, основой всего этого становятся ИТ. Интересно, как Dell отказалась от каналов розничной торговли, — это было сделано с помощью ИТ. Так что инновации, связанные с логистической цепочкой, — это большое дело.
И что же в конце пути?
Структурные инновации — это все, что связано со слиянием компаний и слиянием ИТ. И здесь ИТ-специалисту придется ответить за все, что было сделано, поскольку никому не нравятся результаты. Если у представителя этой профессии есть враги, то для них наступает момент торжества.