Минэкономразвития получило сертификат ISO 9001:2000
Андрей Шаронов: «Сертификация системы по международным стандартам для нас не менее важна, чем ее создание»

Один из самых активных участников программы «Электронная Россия» — Министерство экономической торговли и развития РФ — доложило об очередных успехах на ниве информатизации всей страны. На этот раз — о сертификации системы менеджмента качества (СМК) своего Департамента корпоративного управления по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

«Успешно устранив все несоответствия, выявленные ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», мы стали первым министерством, сертифицировавшим свою систему менеджмента качества», — заявил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов. Ему были вручены документы, подтверждающие соответствие СМК Минэкономразвития международному сертификату ISO 9001:2000, национальному ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и сертификату системы IQNet, объединяющей несколько десятков международных удостоверяющих организаций.

Программной основой внедренной СМК является продукт DocsVision «Управление качеством» производства санкт-петербургской компании Digital Design. Он построен на базе решения DocsVision — корпоративной системы автоматизации бизнес-процессов Microsoft и документооборота на платформе .Net.

Пока СМК внедрена только в Департаменте корпоративного управления, и областью распространения является лишь одно из направлений деятельности министерства — управление проектами «Электронной России» в части, закрепленной за Минэкономразвития. Однако в перспективе ее планируется тиражировать и в другие департаменты, а потом распространить на все министерство. Следующим объектом внедрения СМК, по словам Шаронова, может стать правительство.

Начинать надо с себя

О том, для чего вообще нужна стандартизация менеджмента качества, и что она может дать органам государственной власти, рассказал директор ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Аркадий Владимирцев. По его мнению, основными мотивами, заставляющими правительства многих стран, включая российское, проводить политику реформирования государственного управления, являются кризис в их отношениях с гражданами. И государственные структуры испытывают острую потребность в практических рекомендациях по улучшению деятельности государственного аппарата, а также в прикладных методах обновления административной системы страны.

В этом контексте стандарты ISO серии 9000 способствуют поддержанию эффективности органов государственного управления и позволяют отладить существующие механизмы управления на различных иерархических уровнях и на основе целевых задач, стоящих перед каждым органом власти.

В числе таких слабых сторон Владимирцев назвал отсутствие четких, измеримых и понятных обществу целей деятельности, отсутствие стандартов оказания государственных услуг, недостаточную ориентацию на потребителей, отсутствие четких и ясных схем взаимодействия госструктур, отсутствие критериев оценки эффективности для их работы. Кроме того, общемировыми недостатками органов власти является отсутствие подробных регламентов и процедур детальности, слабое использование современных технологий управления и методов анализа.

В настоящее время, подытожил он, существуют следующие пути совершенствования деятельности правительственных учреждений: организация работы на основе результатов, непосредственно связанных с удовлетворением потребителей; использование рыночных механизмов; создание системы партнерства внутри и между государственными агентствами; изменение роли руководителей и обеспечение служащих правами и ресурсами, необходимыми для их деятельности.

Применимость вышеизложенного мирового опыта к российским реалиям подтвердили и сотрудники Минэкнономразвития. Так, по словам заместителя директора Департамента корпоративного управления Церена Церенова, необходимость управления качеством возникла уже несколько лет назад, в начале работы над «Электронной Россией». «Мы просто не успевали полноценно контролировать все те проекты ФЦП, которые вели», — заявил он. Для этого, по его словам, были необходимы четкие регламенты работы на каждом этапе, и одной из важнейших задач внедренной СМК является как раз систематизация деятельности департамента. «Уже сейчас использование СМК при общем повышении качества работы позволяет уменьшить затрачиваемое на нее время в пять-семь раз», — заявил Церенов.

С получением сертификатов качества работа в данном направлении только началась: каждые полгода независимые международные организации по сертификации будут регулярно проверять департамент на соответствие его СМК всем стандартам. Согласен с этим и Владимирцев — по его словам, первые три-четыре года после внедрения СМК предприятия обычно «работают на саму систему» и только потом начинает появляться реальная отдача.


Что такое качество по ГОСТу?

Система менеджмента качества (СМК) разрабатывается в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который определяет необходимый состав взаимосвязанных процессов управления организацией любого направления деятельности и любой формы собственности.

При этом подчеркивается, что основной целью создания и функционирования этой системы процессов является обеспечение удовлетворения требований потребителей организации результатами ее деятельности.

Стандартом выделяется пять групп процессов, которые должны быть установлены в организации, строящей СМК.

  • Управление документацией (типовые процессы управления нормативными документами, такие, как разработка, согласование, визирование, утверждение, регистрация и т. д.)
  • Управленческие организационные процессы (распределение ответственности, планирование деятельности и т. д.)
  • Процессы управления ресурсами (персоналом, инфраструктурой и производственной средой)
  • Процессы управления выпуском продукции, под которой понимаются выходные результаты деятельности организации - продукты, услуги, документация с учетом требований потребителей
  • Процессы измерения анализа и улучшения СМК (оценка удовлетворенности потребителей, внутренние проверки выполнения процессов СМК и т. д.)

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 разработан и введен в действие на территории Российской Федерации Госстандартом РФ.

Основой для разработки этого стандарта явился международный стандарт ISO 9001:2000, выпущенный Международной организацией по стандартизации, членом которой является и Россия.