Внедрение и эксплуатация информационных систем на тюменском деревообрабатывающем комбинате «Красный Октябрь», занимающемся производством мебели и ДСП, длится уже более десяти лет. Из них шесть лет занял переход от «лоскутной» автоматизации к комплексной, на базе системы компании «Галактика». Попутно комбинат решал вопросы с подготовкой к сертификации по ISO 9001, совершенствованием бизнес-процессов и внедрению систем сбалансированных показателей
Тюменскому деревообрабатывающему комбинату «Красный Октябрь» в 2003 году исполнилось 70 лет. На одной из двух площадок комбината производятся плиточные материалы — ДСП и ламинированные ДСП, на другой — сборка мебели. Численность производственного персонала — почти 1300 человек. «Красный Октябрь» входит в десятку крупнейших отечественных производителей корпусной мебели. Основная часть продукции комбината, 98% — мебель из ламината. В одном из цехов небольшими объемами выпускается мебель из массивной древесины, часть которой полтора года назад начала поставляться в торговую сеть ИКЕА.
Конкуренция производителей мебели в последние годы обостряется — как благодаря активизации западных производителей, так и за счет роста производства мебели отечественными компаниями. При этом технологический процесс сборки мебели довольно сложен. К примеру, на «Красном Октябре» номенклатура подлежащих учету позиций — около 18 тыс.
А объемы производства постоянно растут. Другими словами, обстановка настоятельно требует автоматизации процессов планирования, в том числе финансового, а также оперативного и точного управления предприятием.
В 90-е годы ДОК вполне обходился набором разношерстных программ. Но уже к 1998 году руководство предприятия пришло к решению постепенно избавляться от «лоскутов» и проводить комплексную автоматизацию на основе промышленной системы. Наиболее подходящим инструментарием показалась система «Галактика». К первоочередным задачам, которые предполагалось решить на комбинате, относилась автоматизация бухгалтерии и операций логистики. Помогала во внедрении компания «Тюмбит-АСУ» — официальный региональный представитель корпорации «Галактика».
В последующие четыре года комбинат пережил сначала последствия кризиса 1998 года, затем неоднократную смену руководства. Работ по развитию информационной системы в это время не велось.
В 2002 году на «Красный Октябрь» пришла новая команда руководителей, и вопрос, соответствует ли система «Галактика» изменившимся, современным требованиям бизнеса комбината, стал по-настоящему актуален. Генеральный директор комбината Андрей Мединцев, чтобы оценить целесообразность дальнейшего внедрения системы, в том же, 2002 году, заключил договор с консалтинговой компанией «Логика бизнеса» на проведение аудита информационной системы.
Аудиторы сочли, что «Галактика» удовлетворяет основным требованиям предприятия. Кроме того, по их мнению, на комбинате «существуют большие резервы в использовании системы». Была рекомендована версия «Галактика 7.11» для решения широкого круга задач, связанных с управлением и планированием производственных ресурсов предприятия».
После этого и начался новый этап внедрения. Во главу угла была поставлена задача повышения эффективности деятельности предприятия. В соответствии с этим на комбинате стартовало несколько проектов. Первый — подготовка к сертификации качества производства по ISO 9001, которая должна состояться в первом полугодии 2005 года. С этим тесно связан второй проект — подготовка к переходу на процессно-ориентированный подход в управлении. Договор на его реализацию был заключен с компанией «Логика бизнеса». Третий проект — автоматизация на основе системы «Галактика» процессов, связанных с управлением и планированием производственных ресурсов в соответствии с концепцией MRP-II. Этот проект призван решать также задачи по планированию сбыта, снабжения, производства, по автоматизации многовариантного расчета плановой и фактической себестоимости, управления позаказным производством. Для реализации этого проекта вновь был заключен договор с компанией «Тюмбит-АСУ», уже знакомой предприятию по внедрению нескольких модулей «Галактики».
Описание и совершенствование бизнес-процессов комбината «Красный Октябрь» осуществлялось с помощью программных продуктов семейства ARIS. Особое внимание было уделено процессу создания нового продукта на предприятии: он довольно сложен с точки зрения взаимодействия различных подразделений комбината. В ходе работ данный процесс был переведен на проектное управление, в связи с чем изменилась организационная структура комбината в части подразделений, отвечающих за разработку новых образцов мебели.
В результате руководство комбината смогло усилить контроль ресурсов и сроков создания новых изделий на всех этапах — от разработки дизайн-проекта до запуска изделия в серийное производство. Это позволило сократить затраты на создание новых образцов мебели. Была упорядочена деятельность различных служб, в частности конструкторского и технологического отделов, опытного производства, благодаря чему стало возможно оптимально распределять нагрузку на всех этапах процесса. Такая организация работы позволила определять привлекательность новых образцов мебели для покупателей уже на ранних стадиях разработки.
Продукты ARIS также использовались на ДОК «Красный Октябрь» для разработки стратегии развития бизнеса на основе системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Комбинат уже второй год применяет данную систему. За это время она была распространена на верхний и средний уровни управления предприятием. В системе происходит формирование заданий. Генеральный директор и экономическая служба с помощью системы контролируют их исполнение. По словам Мединцева, наиболее сложным моментом во внедрении Balanced Scorecard было формирование базы данных, а также организация получения в оперативном режиме корректной информации о деятельности предприятия.
Со временем планируется «включить» в Balanced Scorecard каждого работника комбината. Параллельно с этим на ДОК ведется разработка и внедрение системы мотивации.
Информация для Balanced Scorecard, необходимая для контроля состояния ряда экономических показателей, например рентабельности производства, поступает из системы «Галактика».
Результаты, планы
Ниша «Красного Октября» — производство мебели эконом-класса. Сегодня это быстрорастущий, привлекательный сектор рынка, и комбинату абсолютно необходим жесткий контроль затрат. Решение этой задачи возложено на программное обеспечение «Галактики».
В настоящее время с окончанием очередного этапа внедрения системы на всех участках деятельности предприятия информация поступает в бухгалтерию непосредственно из цехов и отделов. Это позволяет вести сложный, в том числе аналитический, учет большой номенклатуры изделий, а также анализировать кредиторскую и дебиторскую задолженности. Автоматизирован учет готовой продукции, расчеты с покупателями. Это важно, так как у комбината появилась возможность оперативного расчета со своими партнерами, а также анализа состава отгружаемой продукции. Плюс к этому отдел региональных продаж ДОКа начал использовать в своей работе модуль «Клиенты», стала создаваться база данных о клиентах. Пока в ней собрана информация по основным крупным заказчикам комбината (их около 300). Со временем база данных будет расширяться. Все это — материал для оперативного анализа, оценки динамики, географии продаж, их структуры.
Ранее предприятие постоянно сталкивалось с проблемами, связанными с неточностями в расчетах или ошибками, допущенными на этапе начального планирования сбыта, производства и снабжения. Это вело к увеличению складских и товарных запасов, простоям и неэффективной загрузке ресурсов. Сейчас внедрен учет товарно-материальных ценностей, благодаря чему руководство получает ежедневную картину остатков на складах, которых у комбината несколько, не только в Тюмени, но и в ряде городов центральной России.
В финансовом отделе комбината с апреля 2004 года работает модуль системы «Платежный календарь», адаптированный к особенностям предприятия специалистами отдела АСУ комбината в содружестве с коллегами из «Тюмбит-АСУ». Теперь у предприятия появилась возможность планировать расходы на любой период времени — один день, месяц, квартал, год. При этом все данные стекаются в общую базу, где в любое время можно увидеть все затраты и задолженности перед контрагентами, что помогает избежать потерь по кредиторским обязательствам. До этого учет доходов и расходов финансовых средств производился в Excel.
Процесс внедрения системы продолжается. В ближайшей перспективе предприятие планирует следующее: доработать модуль «Сбыт» под особенности своей деятельности; использовать «Галактику» для формирования и контроля движения денежных средств — провести внедрение модулей по управлению, бюджетированию; начать использование в модуле «Платежный календарь» функции управления доходами; завершить работы по автоматизации управления производством. На 2005 год планируется внедрение системы автоматизированного документооборота Documentum, которую «Тюмбит-АСУ» планирует интегрировать с системой «Галактика».