«Академия АйТи» делает ставку на кадровый консалтинг и дистанционное обучение
Игорь Морозов: «Мы оптимистично смотрим на развитие рынка услуг дистанционного обучения» |
Подводя итоги прошедшего сезона накануне наступления нового учебного года, ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов обратил внимание на две очевидные тенденции — рост значимости внутрикорпоративных систем подготовки персонала и популярность дистанционного обучения. По его словам, за последнее время требования к учебным центрам серьезно изменились: сегодня недостаточно быть поставщиком услуг, приходится становиться партнером компании по решению проблем подготовки персонала, в том числе и в создании внутренней системы обучения. Если раньше заказчикам требовалось просто обучить некое количество специалистов на определенных курсах, то сейчас они хотят видеть концепцию обучения персонала в ходе внедрения той или иной системы.
Стало ясно, что экстенсивное развитие за счет умножения новых курсов и даже региональных филиалов в значительной мере себя исчерпало. Следующим шагом «Академии» стала анонсированная год назад концепция работы с крупными корпоративными клиентами, в которой главный акцент сделан на комплексности предоставляемых услуг обучения. Компания расширила диапазон услуг, который теперь включает кадровый консалтинг, тестирование и сертификацию, программы профессиональной переподготовки, построение корпоративных систем дистанционного обучения и разработку соответствующих порталов, а также издание книг и учебных пособий.
Спрос на услуги по обучению устойчиво растет вслед за рынком, доля затрат на обучение составляет в среднем 10-15% ИТ-бюджета. Увеличение расходов на очное обучение заставило российские компании задуматься о дистанционном, хотя раньше они не были готовы к значительным первоначальным инвестициям, которых оно требует. По прогнозу IDC, объем рынка дистанционных образовательных услуг вырастет в 2004 году на 126%, а к 2005-му 27% образовательной информации будет распространяться через системы онлайнового обучения. По оценкам, на долю дистанционного обучения придется не менее 30% российского рынка обучения, а в отдельных отраслях — до 75%. Объем этого рынка составит более 5 млн. долл.
В Академии дистанционное обучение уже практически победило: к 350 очным курсам в добавилось 3 тыс. дистанционных. Более половины слушателей, прошедших обучение в 2003/04 учебном году, учились на расстоянии: свыше 14,5 тыс. из 26 тыс. человек. Объем выручки вырос на 23% по сравнению с прошлым учебным сезоном, составив 171,1 млн. руб. Из них 102,7 млн. руб. принесли региональные центры, где очно обучались лишь 6 тыс. человек. На скорость, с которой дистанционное направление укрепляло свои позиции в учебном центре, оказало влияние и то, что в результате реорганизации в материнской компании «АйТи» в состав «Академии» перешел центр Internet-проектов. Это позволило усовершенствовать сервис на портале дистанционного обучения elearning.it.ru.
«Мы можем использовать это решение сами или передать заказчику», — отметил Морозов. Кроме того, была создана Internet-версия программы «Экономика информационных систем», разработанной совместно с кафедрой экономической информатики МГУ.
Еще к одному интересному эксперименту «Академия» приступает в этом году совместно с Государственным университетом управления. На октябрь запланировано начало занятий по программе бизнес-образования e-MBI, адресованной главным образом региональным топ-менеджерам. Для этой программы с элементами очного обучения в компании опробовали новую форму — проведение удаленных семинаров, которые преподаватель ГУУ ведет из своего кабинета для аудитории, собранной региональными учебными центрами, а «Академия» управляет учебным процессом из Москвы. Как примет рынок эту программу, прогнозировать трудно, но ситуация складывается таким образом, что рискнуть стоит. Процесс обучения займет два года, и выпускники получат два диплома: государственный диплом «менеджер ИТ» от «Академии АйТи» и диплом ГУУ государственного образца о дополнительном образовании «мастер делового администрирования со специализацией ?информационный менеджмент?».
Получение права на выдачу дипломов государственного образца стало суровым испытанием. Но теперь, пройдя государственную аттестацию и аккредитацию, «Академия» фактически стала обычным институтом, дающим дополнительное образование. В будущем году намечено добавить в ее каталог около 50 новых курсов и запустить еще две программы профессиональной переподготовки — по информационной безопасности и «Менеджер ИТ».
Дистанционному обучению, включая технологии создания корпоративных систем обучения и локализацию курсов компании Thomson NETg, а также консалтингу в области подготовки кадров планируется уделять самое пристальное внимание в процессе реализации новой стратегии «Академии АйТи» — до 2006 года. По мнению Морозова, рынком уже востребованы интеграция системы обучения с системой управления персоналом и создание корпоративных HR-порталов.