Руководитель компании Hyperion Solutions о перспективах расширяющегося рынка программных средств бизнес-аналитики
Джеффри Родек: «Наша главная задача сейчас — захватить как можно большую долю рынка, а не ждать, когда на этот рынок пойдут деньги» |
Ключевое направление бизнеса компании Hyperion Solutions — инструментарий управления показателями бизнеса (business performance management, BPM), в частности, применительно к задачам управления финансами.
Главный редактор еженедельника Computerworld Мэрифрен Джонсон встретилась с Джеффри Родеком, чтобы побеседовать о перспективах расширяющегося рынка средств бизнес-аналитики (business intelligence, BI) и о том, как меняется подход к корпоративному руководству ИТ (IT governance).
Родек — исполнительный председатель совета директоров Hyperion.
Проблематика BI стала центральной для значительного числа ИТ-проектов в 2004 году. Что меняется на этом рынке и почему он вызывает такой интерес?
Во-первых, выросла неудовлетворенность системами планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning, ERP), на которые в прежние годы компании потратили уйму денег. Как оказалось, во многом эти средства были израсходованы зря. Когда компании внедряли системы ERP, они плохо представляли себе механизмы, составляющие основу их бизнеса. Развернутые системы имели крайне неудачный механизм генерации отчетности, в них отсутствовали средства анализа прибыльности и так далее. Во-вторых, компании стали серьезно задумываться об эффективности решений, связанных с управлением показателями бизнеса. В-третьих, вновь пробудился интерес к средствам, направленным не только на сокращение расходов, но и на развитие бизнеса — разумное развитие.
Не является ли истинной причиной роста интереса к бизнес-аналитике необходимость выполнять требования соответствующих нормативных документов, принятых в последнее время?
Это так, но главное — не требования государственных органов, а стремление к совершенствованию управления. Для этого необходимо лучше понимать механизмы работы компании, лучше организовать обмен информацией. Советам директоров требуется больше управленческой информации, и для того, чтобы предоставить ее, необходимо реализовывать более эффективные средства и формы подготовки отчетов.
Какое влияние на традиционные взаимоотношения между ИТ-директором и финансовым директором оказывает внедрение средств бизнес-аналитики или других инструментов измерения производительности в масштабе всего предприятия?
Сейчас крупные корпоративные системы — будь то наша система Essbase или другие мощные средства финансовой консолидации — открывают ИТ-департаментам дорогу в бизнес. Образно говоря, ИТ становятся частью бизнес-уравнения, и в конечном итоге между ИТ-руководителями и финансовыми директорами устанавливаются партнерские отношения. Последние, в свою очередь, начинают понимать, что, если они хотят сохранить свое влияние, не замыкаясь при этом только на финансы, им может помочь в этом такой союзник, как ИТ-директор.
Когда вы говорили о важности интероперабельности, вы имели в виду интероперабельность в широком смысле, не ограниченную только программными продуктами Hyperion?
Да, я имел в виду всю сферу средств управления бизнесом. Инструменты бизнес-аналитики должны взаимодействовать с другими инструментами, и в этом будет их сильная сторона на много лет вперед. В то же время большинство предприятий по-прежнему имеют дело с традиционными системами обработки транзакций, и это нельзя не учитывать. Представим себе некую организацию, информация о персонале которой хранится в системе от PeopleSoft, главная бухгалтерская книга реализована, если речь идет о США — в Oracle, если о Европе — в системе R/3, данные по логистике — в продуктах Manugistics, о клиентах — в решениях Siebel. Все это источники информации для наших систем, и для того, чтобы ее получить, они должны хорошо взаимодействовать со всеми этими программами.
Не отождествляют ли клиенты BPM и BI? И есть ли им дело до различий между этими понятиями?
Пока нет. Эту область называют разными именами. Аббревиатуру BPM знает меньшинство. В сущности, потребителю нужны только точные данные, правильные прогнозы и возможность планировать и моделировать «на лету». Именно для этого и предназначены средства управления показателями бизнеса. BPM предполагает прогнозирование, консолидацию финансов, определение прибыльности конкретных клиентов и продуктов. Нельзя сказать просто «распределение продаж по клиентам» — хотя о таких возможностях люди, как правило, думают, говоря о BI.
«Приборные панели» и BI-порталы становятся все популярнее как средства доставки информации и оценок бизнес-показателей различным группам сотрудников, при этом многим организациям приходится сталкиваться с известным сопротивлением, связанным с устоявшейся корпоративной культурой. Происходит ли подобное у ваших клиентов?
Да, причем есть две разновидности сопротивления. Одни пытаются отстаивать свои электронные таблицы, говоря: «Не лишайте нас Excel!» Поэтому большинство своих приборных панелей мы сделали похожими на таблицы Excel. Второе, и более важное, — необходимость изменения сложившейся корпоративной культуры. Мы, например, недавно продемонстрировали приборную панель для торговых агентов. Поначалу новинка очень понравилась им. Потом они осознали, что руководители смогут не просто наблюдать за их работой, но видеть ее «разобранной по полочкам» — по категориям, по клиентам, по предлагаемым продуктам, по партнерам. И многие из них призадумались.