За 21 год своего существования компания Pegasystems прошла долгий путь от разработчика инструментария обработки исключений (exception processing) до ведущего производителя программного обеспечения управления бизнес-процессами (business process management, BPM), которое сегодня считается одним из наиболее динамично развивающихся направлений рынка систем категории business intelligence
Алан Трефлер: «Вместо того чтобы анализировать имеющую «техническую» направленность структуры организации данных, предлагаемый нами механизм воспринимает ориентированные на бизнес-процессы определения того, что вы хотите получить» |
По словам основателя и генерального директора Pegasystems Алана Трефлера, в ходе своего становления компания всегда уделяла основное внимание правилам ведения бизнеса и бизнес-процессам, а не более традиционному для ИТ подходу — способам организации данных. В беседе с корреспондентом еженедельника Computerworld Томми Петерсоном Трефлер коснулся вопроса о необходимости существенного повышения интеллектуальности программных систем.
Как вы пришли к необходимости решения задач управления бизнес-процессами?
В начале 70-х я поступил в университет и начал изучать компьютеры; мне довелось принимать участие в реализации проекта обучения машин игре в шахматы. В то время такая задача считалась очень трудной. Я с восторгом погрузился в процесс обучения компьютера сложным операциям, типичным для деятельности человеческого мозга, в том числе и шахматной игре. Окончив университет, я пришел в компьютерную отрасль и в конце 70-х годов начал свою карьеру в компаниях, специализирующихся на предоставлении консультационных услуг в финансовом секторе. Меня поразило несовершенство существующих информационных систем, абсолютизация технологий, предполагавших последовательную обработку записей. Вместо того чтобы оперировать бизнес-правилами и бизнес-процессами, системы лишь сохраняли занесенные в них записи.
Вы говорите, что хотели заниматься построением более интеллектуальных систем, но разве технологии начала 80-х не ограничивали ваши возможности?
Создававшиеся нами системы были ориентированы на регистрацию и представление информации; они не имели отношения к управлению процессами и поддержке принятия решений. Именно поэтому в 1983 году я основал компанию Pega, специализирующуюся на проектировании экспертных систем. Я отобрал для углубленной работы пару конкретных вопросов и попытался вдохнуть в новые системы немного интеллекта. Конечно, быстродействие компьютеров начала и середины 80-х годов являлось для нас серьезным сдерживающим фактором. Первые наши системы были построены на платформе DEC VAX 780. Они были размером со стол, а по своей вычислительной мощности в десятки раз уступали современным карманным компьютерам. И тем не менее из имеющихся вычислительных ресурсов нужно было извлечь знания. И тогда мы решили взять за основу исключения, потому что они затрагивали небольшие группы людей, а количество вовлеченных в них транзакций, как правило, не превышало 1-2% их общего числа. Вместе с тем обработка исключений представляла собой довольно сложный процесс и имела важное значение для организаций. Итак, мы пришли в бизнес управления исключениями. Фактически мы могли напрямую заняться управлением бизнес-процессами и бизнес-правилами, но при этом от нас не требовалось невозможного.
А как вам удалось выйти за рамки обработки исключений?
В 90-х годах быстродействие машин стало расти, выросли и наши знания. Поэтому в начале 90-х в Pega решили выйти за рамки обработки исключений и охватить более широкий спектр типичных процессов. Мы начали работать с центрами телефонного обслуживания, расширять свою деятельность за счет компаний финансовой сферы и сферы здравоохранения. В 90-х годах, взяв за основу уже знакомую нам модель, ориентированную на исключения, мы применили ее к другим бизнес-процессам.
Чего удалось добиться компании в области BPM к 2004 году?
Мы считаем архитектуру четвертого поколения своего программного обеспечения приложений революционной. В ней реализованы методы формулировки корпоративных правил. На практике они превращаются в мощный инструмент в руках управленца, руководящего бизнесом, призванный помочь ему в реализации задуманных перемен. Нам удалось не только повысить интеллектуальность систем, но и предоставить пользователям более удобные средства управления. В основу нашего подхода прежде всего положен постулат, согласно которому единственный способ сделать очередной шаг вперед в бизнесе заключается в том, чтобы предоставить сотрудникам расширенные инструменты управления.
Почему так много времени понадобилось для того, чтобы разработчики программных систем получили возможность сосредоточиться на бизнес-процессах и бизнес-правилах?
В 80-х и 90-х годах свершилось чудо: предприятия накопили записи, в которых содержатся не просто данные, а информация. Переведя информацию в электронную форму, мы сделали ее доступной. Традиционные пути ограничиваются преобразованием данных в электронную форму, что, безусловно, важно, но это только полдела. Другая половина заключается в выработке политик, которые уже получили законченный вид в головах людей.
В 80-е годы вычислительных мощностей не хватало. Сегодня у предприятий количество холостых циклов процессоров в тысячи раз превышает число циклов полезных. Эти изменения в совокупности с гигантским увеличением мощности открывают перед нами гораздо более широкие возможности. Система считается интеллектуальной, если она позволяет организовать управление бизнес-процессами — не просто информирует людей о том, что произошло, а действительно помогает им выполнять полезную работу. Традиционные же решения обязывают людей соответствовать информационной системе. Они построены вокруг данных и даже не пытаются помочь вам разрешить вопросы, связанные с бизнесом. Их структура воспроизводит структуру данных на диске.
А какой подход позволяет решать соответствующие вопросы?
Отныне мы больше не занимаемся оптимизацией производительности вычислительных систем. Разве это важно, если в большинстве случаев процессоры простаивают на 98%. Вместо этого мы пытаемся создавать системы, которые упорядочивают информацию в соответствии с правилами, по которым работает бизнес компании. Единственный способ заставить информационные системы работать действительно интеллектуально заключается в создании простых в использовании конструкций, допускающих столь же простое внесение изменений. Модель, к которой мы стремимся, предусматривает создание с помощью ИТ такой инфраструктуры, которая помогала бы пользователям решать определенные задачи — не все, а лишь некоторые, заботящие людей больше всего и неподвластные нынешним технологиям.