В MAPICS разработали «легкий» вариант системы управления цепочками поставок по заказу немецкого автозавода MAN
MAN Nutzfahrzeuge — крупнейшая компания в составе MAN Group. Предприятие расположено в Мюнхене (Германия). За 2002 финансовый год MAN Group, ведущий производитель грузовых автомашин, продал 61 600 коммерческих автомобилей, в том числе машины грузоподъемностью от 6 до 60 тонн, специализированные машины грузоподъемностью до 300 тонн, туристические и другие автобусы |
Идея создания недорогой системы управления цепочками поставок (supply chain management, SCM) в MAPICS возникла не на пустом месте. В компанию обратился один из ее заказчиков, немецкое автомобильное предприятие MAN Nutzfahrzeuge, которое производит малыми сериями под заказ специализированные машины — туристические автобусы, пожарный транспорт и т. п. При сборке требуются детали довольно обширной номенклатуры. В силу этого планирование поставок комплектующих заметно отличается от того, как данный процесс организован на заводах, производящих автомобили для массового потребителя.
В частности, при заказном производстве усложняется работа с поставщиками — а у MAN поставщиков только первого уровня около полутора сотен. Во избежание дорогостоящих простоев предприятие вынуждено было постоянно поддерживать на складе довольно значительный запас комплектующих. Заказ деталей производился ежедневно. Иногда сделанные заказы отменялись, что было весьма неудобно для поставщиков. Фактически процесс управления поставками оказывался слабо увязанным с потребностями производства.
Решить данную задачу можно было с помощью внедрения автоматизированной системы SCM, включив в нее все предприятия, входящие в цепочку поставок. Такие системы на рынке имеются, однако они довольно дороги, а большинство прямых поставщиков завода MAN — предприятия среднего бизнеса.
«Эти предприятия не могут себе позволить поддержку крупных систем, тем более что необходимая для этого инфраструктура пока отсутствует», — отметил Майкл Кобригер, глава подразделения тяжелых грузовых машин MAN Nutzfahrzeuge.
Требовалось недорогое решение, способное помочь партнерам завода планировать свои поставки для этого предприятия и заказы поставщикам второго и третьего уровня в соответствии с текущим и будущим спросом. Возможность планирования поставок должны были получить не только сам завод, но и его партнеры.
Кроме того, завод хотел иметь возможность динамически отслеживать уровень собственных складских запасов и регулировать его колебания в заданных границах.
Разработка была заказана MAPICS, так как завод MAN уже использовал в производстве программное обеспечение данной компании — конфигуратор готовой продукции. Кроме того, по словам Кобригера, в MAPICS показали хорошее понимание проблемы, так как имели большой опыт в вопросах разработки SCM.
Созданное решение оказалось простым и эффективным. Система SCMo (Supply Chain Monitoring) использовала в качестве канала связи Web и была разработана на основе технологии Microsoft .Net. Для реализации автоматического обмена данными о потребности и складских запасах используется формат XML. По сути, это заводской Internet-портал, к которому поставщики имеют доступ по индивидуальному паролю.
В графике состояния складских запасов MAN применяется система визуальных сигналов. Различные цвета указывают на то, является ли количество тех или иных запчастей на складе оптимальным либо опустилось ниже допустимого минимума и запас необходимо пополнить. Избыточность запасов также отмечается своим цветом. Плановые службы MAN, поддерживая базу данных в актуальном состоянии, взаимодействуют с поставщиками, делая заказы на основании нужд производства. В настоящее время потребность в деталях и комплектующих расписывается на 30-60 дней вперед.
Портал выполняет не только информационную роль. Поставщики в свою очередь могут вносить в систему данные о доставке, на местах регулировать состояние собственных складов. Плюс к этому поставщики в определенные поля формы вносят свои планы поставок. В системе отражается даже время доставки груза на предприятие. Все изменения поступают в систему в режиме реального времени, и планирование текущей потребности уже на основе актуальных сведений происходит одновременно на всех узлах цепочки поставки. Это становится возможным благодаря тому, что система динамически формирует полную достоверную картину конкретных объемов хранения на каждом уровне поставки.
Результаты, планы
Одним из важных результатов внедрения системы SCMo стала оптимизация поставок и складских запасов у всех предприятий, включенных в цепочку поставок MAN. На самом предприятии была улучшена структура запасов, а на ряд комплектующих уровень запросов снизился на 30%, высвободив замороженные ранее средства, были снижены расходы на содержание склада.
Более тесным стало сотрудничество завода с поставщиками, для которых все потребности предприятия стали прозрачны. Это помогает поставщикам в планировании собственной деятельности и производства. Сейчас они сами принимают решения о сроках и объемах поставок, тогда как раньше они были вынуждены работать по заявкам. Фактически в данном решении реализована концепция «склада, управляемого поставщиком» (vendor managed inventory, VMI), что обычно отличает более дорогие системы SCM.
Данное решение среди прочего стало для MAN Nutzfahrzeuge средством объективной оценки надежности партнеров.
В настоящее время система SCMo дополняется новыми функциями. В частности, это возможность составлять план на основе условных модулей грузовиков сроком на один год. Для оптимизации поставок разрабатывается программа-«оптимизатор». Ее функция — по ряду параметров определять, что в каждый конкретный момент более выгодно — частые поставки малыми партиями либо редкие, но крупными партиями. Данный модуль позволит подсчитывать экономическую выгоду каждой поставки. В перспективе намечена более тесная интеграция SCMo с системой ERP собственной разработки MAN, которая работает на предприятии.
Как отмечают в MAPICS, в результате реализации данного проекта у компании для рынка автосборочных предприятий появилось отраслевое решение по управлению цепочками поставок, которое может быть востребовано средним бизнесом.