Наличие в стране-претенденте на членство в ЕС развитой ИТ-инфраструктуры может стать своеобразным пропуском в Евросоюз
Нейл Аллпресс: «При выполнении инфраструктурных проектов речь, по сути, идет о создании совместного предприятия с клиентом» |
О стремлении развивающихся стран европейского региона попасть в ЕС хорошо известно, но, возможно, мало кто задумывается о роли ИТ в этом процессе. Между тем наличие в стране-претенденте развитой ИТ-инфраструктуры (например, в области управления органами государственной власти) может стать своеобразным пропуском в Евросоюз.
Вслед за странами бывшего Восточного блока о своем желании влиться в ЕС заявила Турция. Среди используемых доводов, в частности, — проект автоматизации работы госаппарата по сбору налогов. Недавно в Стамбуле компания SBS и Министерство финансов Турции провели семинар «Инновации ИТ-сервиса», где представили результаты и планы по проекту VEDOP, предусматривающему интеграцию в единую национальную сеть около 400 автоматизированных офисов по сбору налогов с целью создания прозрачной и надежной структуры пополнения государственной казны.
В ходе этого семинара Нейл Аллпресс, вице-президент подразделения SBS Product Related Services, сделал несколько нетипичный для менталитета Siemens доклад, озаглавленный «Стратегия и инновации SBS в продукто-ориентированные сервисы».
По мнению Аллпресса, сегодня наметилась явная тенденция расширения ведущими игроками ИТ-рынка услуг, связанного с инфраструктурным сервисом. По данным Gartner, рынок такого сервиса в 2004 году составил 124 млрд. долл. (Рынок ИТ-услуг, оцениваемый сейчас в 495 млрд. долл., включает также бизнес-решения и аутсорсинг). В 2008 году в общем пироге ИТ-услуг размером 634 млрд. долл. на долю инфраструктурного сервиса будет приходиться 148 млрд. долл. Как следует из доклада Аллпресса, успех на этом рынке будет сопутствовать независимым от конкретной аппаратно-программной платформы компаниям. В рейтинге за 2003 год по услугам поддержки ИТ-инфраструктуры, SBS занимает шестую позицию после Hewlett-Packard, IBM, Fujitsu Siemens, Sun Microsystems и NCR, однако все эти позиции принадлежат тем, кому, как утверждает Аллпресс, трудно назвать «интеграторами, независимыми от платформы».
По словам Аллпресса, беря на себя задачу управления ИТ-конфигурацией клиента, SBS предлагает консолидированную службу поддержки. Также клиенту обещают оптимизацию бизнес-цепочек за счет стандартизации, инноваций и централизации.
В определенной мере амбиции SBS нашли свое отражение в проекте для Министерства финансов Турции, о котором на семинаре поведали местный региональный менеджер компании и высокопоставленный чиновник министерства.
Сбор налогов — одна из основных задач любого правительства; Турция с ее 70 млн. населения — не исключение. Если до недавнего времени экономическая нестабильность, высокая доля теневой экономики и чрезмерно упрощенная система налогообложения (уплата фиксированной суммы) не позволяли говорить о сколько-нибудь эффективной системе сбора налогов, то сегодня, когда страна стучится в двери Европы, пришло время автоматизации. Проект VEDOP стоимостью 64 млн. долл. призван обеспечить условия для автоматизированной обработки 75 млн. деклараций о доходах, предоставить гражданам возможность заполнения электронных форм, сведя к минимуму роль бюрократии в процессе уплаты налогов. (С учетом того, что весь ИТ-рынок Турции оценивается в 2,5 млрд. долл., а рынок ИТ-услуг составляет 590 млн. долл., данный проект выглядит весьма значимым.)
Департамент доходов со штатом 35 тыс. человек входит в состав Министерства финансов и отвечает за налоговую политику, сбор и хранение налоговых деклараций, разъяснение законов, статистику, подготовку бюджета по доходам, налоговый аудит и т. п. В рамках первой очереди проекта, начавшегося в 1998 году, в единую сеть было объединено 155 офисов, пять региональных финансовых департаментов и четыре центра данных. Сегодня в системе хранится 12 Тбайт данных и работает 6 тыс. пользователей.
В рамках второй очереди проекта предполагается развернуть хранилище данных, позволяющее за счет аналитики начать борьбу с теневыми доходами; провести модернизацию оборудования и программного обеспечения, подключив к сети оставшиеся офисы; предоставить широкие возможности электронного заполнения деклараций; создать единый сервисный центр обработки вызовов; интегрировать все налоговые офисы в 81 городе страны.