Для процветания на рынке аутсорсинга Россия должна стать таким же брэндом, как Индия
Фирос Вандревала принял участие в ROSS 2004 с целью изучения возможностей сотрудничества |
На очередной, четвертой по счету международной конференции «Возможности России по экспорту продуктов и услуг в области ИТ» (Russian Outsourcing and Software Summit, ROSS 2004), которая прошла в Санкт-Петербурге, иностранных участников оказалось заметно больше, чем на аналогичном мероприятии год назад. Объем экспорта услуг по разработке программного обеспечения вырос за год еще на несколько десятков процентов и достиг, по данным организаторов саммита, примерно 500 млн. долл. Страна существенно поднялась в глазах и рейтингах ведущих аналитиков, хотя, конечно, пока не вышла в число лидеров. Нет и ощутимой поддержки отрасли со стороны правительства.
Возможно, о прорыве в каком-нибудь направлении российские разработчики, аналитики и иностранные гости заговорят уже в следующем году — на ROSS 2005. Определенные предпосылки для этого есть. Прежде всего, есть основания рассчитывать, что к следующему саммиту правительством будут приняты важные для отрасли решения. Может быть, даже депутаты Госдумы успеют изменить законодательство, которое пока не благоприятствует наращиванию экспортного потенциала российских компаний. Часть из них даже работает на экспорт через украинских партнеров, которые поставлены в лучшие условия по сравнению с их коллегами из России: Украина не имеет нефти и потому вынуждена более пристальное внимание уделять развитию высокотехнологичных отраслей.
Для лоббирования своих интересов разработчикам желательно иметь в Госдуме «своих» депутатов. Однако пока с нефтяным лобби тягаться им сложно. Зато проявился интерес к отрасли российского президента (в конце мая он уже дал поручение министрам подготовить концепцию развития отечественной ИТ-индустрии). Однако можно не сомневаться в том, что поддержки главы будет недостаточно. Важно, чтобы софтверные компании сами действовали активно и единым фронтом.
Будет еще лучше
Формально единый фронт уже создан. Примерно за месяц до ROSS 2004 объявили о своем объединении «Форт-Росс» и «Руссофт». Правда, эти два блока уже давно взаимодействуют, а их полная интеграция может затянуться, поскольку некоторые крупные компании хотели бы объединяться не с кем-то, а «под себя».
Тем не менее некоторые руководители московских компаний, принявших участие в ROSS 2004, уверены, что объединение «Форт-Росса» и «Руссофта» позволит провести следующий форум на более высоком уровне и с большим числом иностранных участников. Так, Виктор Вайнштейн, генеральный директор компании «Аплана», считает, что объединение организационных ресурсов ассоциаций позволит существенно расширить круг иностранных гостей, а глава Luxoft Дмитрий Лощинин предположил, что это позволит проводить саммит поочередно в Москве и Санкт-Петербурге.
Следующий уровень
Помимо того чтобы научиться договариваться между собой, не менее важно налаживать взаимодействие с международными ассоциациями и объединениями, представляющими компании дальнего зарубежья.
Параллельно с ROSS 2004 прошел европейский форум Ассоциации компаний в сфере локализации и стандартизации программного обеспечения (Localization Industry Standards Association, LISA). Участники обеих конференций могли принимать участие во всех мероприятиях европейского форума LISA и российского саммита ROSS 2004.
Макаров выразил надежду, что члены LISA являются и потенциальными заказчиками: многие из них участвовали в саммите с целью найти новых поставщиков продуктов и услуг. Майкл Анобиле, управляющий директор LISA, со своей стороны заявил: «Одна из основных задач нашей ассоциации — содействие тому, чтобы ИТ-компании были более глобальными. Сотрудничество с ?Форт-Россом? — наиболее эффективный способ достичь стоящих перед нашей ассоциацией целей».
На приглашение организаторов петербургского саммита впервые откликнулся представитель ассоциации NASSCOM, за которой стоит индийская софтверная индустрия с миллиардными оборотами.
«Это мой первый приезд в Россию. Для начала хотел бы разобраться, в каких областях мы можем сотрудничать. Наши компании создают центры во многих странах. Мы не боимся конкуренции — главное, чтобы рынок рос, и тогда все будут довольны», — убеждал участников ROSS 2004 член правления NASSCOM Фирос Вандревала.
Всегда кока-кола?
Несмотря на миролюбивое настроение высокого индийского гостя, некоторые российские участники саммита с настороженностью относятся к перспективам сотрудничества.
«Взаимодействие возможно, но только тогда, когда у нас будут сопоставимые размеры бизнеса. Сейчас доходы индийских компаний в целом и по отдельности раз в десять больше. Они просто проглотят нас. На примере Восточной Европы видно, чем оборачиваются инвестиции из Индии. Фактически благодаря этим инвестициям приобретается клиентская база, а партнер вытесняется с рынка. Непосредственно с заказчиком имеют контакт, например, чехи или поляки, а управление и разработка заказного программного обеспечения ведется индийскими компаниями», — полагает Вайнштейн.
Косвенно эту информацию подтвердил и сам Вандревала: «Мы сотрудничаем с китайскими компаниями, чтобы выходить на южнокорейский и японский рынки. Из Китая, который культурно близок к Японии и Корее, это делать легче».
Разумеется, индусы не заинтересованы в слишком большом наращивании мощи российских софтверных компаний, а отечественные разработчики — в том, чтобы расти только вместе с рынком. В этом случае Россия всегда будет далеко позади Индии, если, конечно, какая-то другая страна существенно не увеличит свою долю на мировом рынке за счет лидера. Сотрудничать, наверное, можно с Ирландией и с Израилем. Эти страны почти исчерпали внутренние ресурсы для роста — в отличие, например, от Китая, России и той же Индии, поэтому могут и поделиться заказами.
Вне официальных мероприятий некоторые российские участники саммита достаточно решительно выступали за то, чтобы потеснить Индию на мировом рынке: «Там нет нормальной инфраструктуры для разработки программного обеспечения. Уровень зарплаты программистов примерно такой же, как и в России. По большому счету, особых преимуществ у индийских разработчиков нет. Просто есть брэнд. Как только кто-то задумывается в экономически развитых странах об аутсорсинге, то в первую очередь вспоминает об Индии. Также большинство покупает кока-колу, хотя есть другие напитки, которые ничуть не хуже, а может быть, даже лучше. Нужно, чтобы Россия была брэндом в аутсорсинге».
Впрочем, задача формирования имиджа российских софтверных компаний на мировом рынке вполне официально является на этот год одной из основных. Ради имиджа изменилось и название саммита. Вместо вызывающего тревогу сокращения SOS (Software Outsourcing Summit) принято организаторами более благозвучное — ROSS.