Компания AMD, завершившая последний квартал с рекордными для себя показателями, строит амбициозные планы
Анри Ришар уверен, что архитектура AMD64 — именно то, что нужно миру

В первом квартале 2004 года выручка компании AMD составила 1,236 млрд. долл. Это превышает объем продаж за аналогичный период прошлого года на 73%. С одной стороны, столь бурный рост обусловлен популярностью 64-разрядных процессоров (серверных Opteron и настольных Athlon64), с другой — успехами в продажах флэш-памяти.

Как рассказал исполнительный вице-президент AMD по вопросам общемировых продаж и маркетинга Анри Ришар, в настоящее время в основе деятельности компании лежат три инициативы. Первая — продвижение 64-разрядных процессоров. При этом AMD ссылается на установившееся партнерство с компаниями Hewlett-Packard, IBM и Sun.

«Миру нужна не просто какая-то новая 64-разрядная архитектура, а 64-разрядная архитектура, которая бы обеспечивала возможность работы уже имеющихся приложений без потери скорости. И именно это представила миру архитектура AMD64», — заявил Ришар. Он привел в пример опыт компании IBM, у которой перевод СУБД DB2 на платформу AMD64 занял 72 часа, при том как «сделать то же самое для Itanium потребовало больше года».

Повсеместность 64-разрядной технологии будет заключаться еще и в том, что фактически одна и та же платформа будет применена не только в серверах и настольных ПК, но и — с появлением мобильного варианта Athlon64 — в портативных компьютерах.

Вторая инициатива AMD — довести технологию MirrorBit до уровня стандарта в отрасли флэш-памяти (подробнее — см. врезку).

Третья инициатива является наиболее загадочной и носит скорее гуманитарный, нежели технический характер. Она называется «50х15». Ее смысл заключается в том, что в течение 15 лет число жителей планеты, подключенных к Internet, планируется довести с сегодняшних 10 до 50%. Идея была впервые представлена на Всемирном экономическом форуме в Давосе. И AMD собирается внести свой вклад в решение проблемы цифрового неравенства.

В России результаты компании и дальнейшие перспективы также весьма радужны. Со ссылкой на данные из отчета Gartner Dataquest представители компании сообщили, что по итогам 2003 года 23,4% персональных компьютеров, реализованных в стране, содержали процессор AMD. В 2002 году их было всего 14,2%.

Как уже сообщалось ранее, к единственному авторизованному дистрибьютору продукции AMD в России, компании R&K, добавился еще один — компания ISA Hardware. Кроме того, группа компаний Trinity Group получила статус ассоциированного дистрибьютора. Это означает, что она сама будет производить закупки не напрямую в AMD, а через «крупного западного дистрибьютора».

Помимо присутствия в рознице, AMD также постепенно решает задачу участия компьютеров с ее процессорами и в тендерах. По словам регионального менеджера AMD по продажам в России и странах СНГ Александра Беленького, ситуация с тендерными поставками напоминает замкнутый круг. AMD не участвовала в тендерах, потому что ее процессоры не подходили под спецификации (где иногда, даже без всякого злого умысла, прямо указывались модели конкурентов), а в спецификациях не учитывались процессоры AMD, потому что та не участвовала в тендерах.

Тем не менее в одном из лотов на поставку компьютеров в Южный федеральный округ в рамках президентской программы «Дети России» выиграли компьютеры Ижевского радиозавода на базе процессоров AMD. В рамках программы их будет поставлено более 10 тыс. штук.


Не только процессор

Флэш-память стандарта NOR, продаваемая под торговой маркой Spansion, основана на техпроцессе с нормами 110 нм и технологиях MirrorBit и Multi-Chip Package. Она выпускается образованной в прошлом году компанией FASL, которая на 60% принадлежит AMD и на 40% — Fujitsu, при этом формально обе компании являются дистрибьюторами по отношению к FASL. По итогам первого квартала 2004 года AMD смогла продать флэш-памяти на сумму 628 млн. долл., что даже превысило размер выручки от продажи микропроцессоров, который составил 571 млн. долл.

Ранее FASL представляла собой совместное предприятие, выполняющее производственные заказы. Брэндингом и продажами памяти AMD и Fujitsu занимались независимо друг от друга. Теперь же FASL — полноценный вендор с девятью фабриками и 7 тыс. сотрудников по всему миру.

В области производства флэш-памяти детище AMD достигло серьезных успехов. Брэнд Spansion стал номером один в сегменте беспроводных устройств (там компания контролирует более 65% рынка), а также в сегментах бытовой и промышленной электроники. В сегменте ПК и периферийных устройств эта флэш-память продается хуже.

В целом же, по данным iSuppli, датированным маем 2004 года, Spansion принадлежит 28% рынка флэш-памяти. На долю ближайшего конкурента, компании Intel, приходится 18% рынка. Далее следуют компании STMicro и Sharp (у каждой по 12%). Приведенные данные касаются мирового рынка, в России потребителей флэш-памяти практически нет.

Успех технологии памяти Spansion представители AMD объясняют удачным сочетанием трех важных факторов: простоты производства, стоимости и производительности. Дальнейшее технологическое развитие линейки продукции будет основано уже на 90-нм техпроцессе, переход к которому должен произойти в 2005 году, и новом поколении технологии MirrorBit, когда в одной ячейке можно будет хранить уже не два, а четыре бита данных.