Период расцвета Comdex остался позади. Так бывает, наверное, с любой выставкой — она переживает время подъема, расцвета, после чего сходит на нет
Фрэнк Хэйес освещает вопросы ИТ в Computerworld уже более 20 лет. Направлять ему электронную почту можно по адресу frank_hayes@ computerworld.com |
Вы слышали — этой осенью в Лас-Вегасе не будет Comdex? Вас это не удивляет? А ведь еще в 1995 году это трудно было представить. В тот год основатель Comdex Шелдон Аделсон безболезненно изъял из оборота выставки 864 млн. долл., которые пошли на строительство отеля в Лас-Вегасе. Тогда всем казалось, что Comdex будет всегда.
И все же Comdex исчерпала себя. Нынешний ее владелец — компания MediaLive International — отказался от проведения осеннего мероприятия и рассматривает способы вернуть выставке былую роль на ИТ-рынке. Впрочем, настоящей проблемой этого предприятия может стать не отсутствие интереса, а деятельность Аделсона.
Аделсон начал вносить беспокойство год назад, когда взялся подробно рассказывать в прессе, что именно было не так с Comdex, которая в 2001 году потеряла 41% аудитории и так и не смогла восстановиться. Он заявил также, что обдумывает возможность открыть выставку, которая бы стала прямым конкурентом Comdex (на той же неделе, в том же городе), и превратить ее в новую Comdex с присущим ему размахом.
Эти заявления не были пустой угрозой, поскольку Аделсону принадлежит отель и торговый центр в Лас-Вегасе — который он заполучил на доходы от Comdex. Капитал этого человека оценивается примерно в 2 млрд. долл. Сейчас Аделсону 70 лет, но не стоит забывать, что это он 25 лет назад создал выставку, и его усилиями она превратилась в гигантское шоу. Пожалуй, если кому-то под силу создать противника, равного мощи Comdex, то таким человеком может быть именно Аделсон.
Причем это предприятие может оказаться интереснее возрождения Comdex как таковой.
Период расцвета Comdex остался позади. Так бывает, наверное, с любой выставкой — она переживает время подъема, расцвета, после чего сходит на нет. С середины 80-х годов до 2001 Comdex буквально царила над ИТ-отраслью. А росла она одновременно сраспространением ПК и ростом компаний, продающих настольные компьютеры. Собственно, это и зашифровано в названии, смысл которого сейчас многие забыли — Computer Dealers Exposition.
До Comdex слава главной выставки принадлежала National Computer Conference, некоммерческому мероприятию, обслуживаемому добровольцами, которое было наполовину выставкой, наполовину техническим симпозиумом. Это имело смысл с 60-х до середины 80-х, когда отделы обработки данных поддерживали и предоставляли в аренду свои мэйнфреймы, а большая часть программного обеспечения для них создавалась в этих же отделах. Поэтому научные статьи были им столь же нужны, как и руководства по эксплуатации машин.
Пик расцвета NCC пришелся на 1983 год. После того как начала набирать обороты революция ПК, выставка утратила свое значение. В 1988-м она была закрыта. Пик Comdex пришелся на 1997 год. Но со временем смысл этой выставки стал также теряться. Разумеется, она была слишком большой, и на ней трудно было ориентироваться. Но такое положение сохранялось около десяти лет. Все жаловались, и все продолжали приезжать. А потом приезжать перестали.
В состоянии ли новый владелец Comdex спасти положение? И да, и нет. MediaLive International, пожалуй, может еще сохранить свои инвестиции в то, что еще является ценной собственностью. У компании еще есть шанс уберечь самый крупный алмаз из свой короны от противника, которого грозится наслать Аделсон.
Но сделать это можно, только окончательно уничтожив Comdex.
Comdex — пока еще респектабельная торговая марка. Но минусы начинают мало-помалу перевешивать плюсы. И производители, и представители ИТ-отрасли, группировавшиеся вокруг Comdex, разделяют мнение, что выставка — одна из реалий эпохи ПК, которая пережила свое время. И они не изменят своего мнения. А это значит, что все попытки реанимировать Comdex обречены на провал.
Понимают ли это руководители MediaLive? Вероятно. В прошлом году они попытались переориентировать выставку на технологии корпоративного уровня. Выставку посетило едва ли не меньше половины от ожидаемых 80 тыс. Имя — и связанные с ним стереотипы — сыграли свою негативную роль.
В апреле MediaLive организовала комиссию, ориентированную на требования пользователей. Кроме того, была создана комиссия, состоящая в основном из производителей, которые последние годы обходили Comdex своим вниманием. Можно считать, что сейчас MediaLive располагает всей необходимой информацией.
И вот, было объявлено об отмене осенней выставки. Теперь можно посоветовать организаторам продемонстрировать принципиально новое мероприятие в ноябре 2005-го. Мероприятие, на котором руководители корпоративных ИТ-служб могли бы получить советы, касающиеся насущных для них проблем. Мероприятие, которое могло бы вырасти в крупное событие, объединяющее отрасль. Мероприятие, которое привлекло бы внимание представителей отрасли и заставило бы позабыть про Comdex.
Если с Comdex не покончат ее нынешние владельцы, это сделает кто-нибудь другой. И, кажется, даже ясно, кто.