Итак, как стало известно некоторое время назад, Comdex в этом году не состоится. Причинами отмены некогда самой популярной компьютерной выставки в мире называют ошибки менеджмента, отвратительный маркетинг и отсутствие интереса к Comdex со стороны ИТ-индустрии
«Несмотря на заверения в том, что выставка все же состоится вновь в ноябре 2005 года, полагаю, будет лучше просто прекратить ее проведение. Маркетологи из MediaLive никогда не понимали этот рынок, и я не думаю, что им по силам что-либо изменить», — заявил Эндрю Олсон, управляющий директор консалтинговой компании Team Group.
По словам Эрика Форота, генерального менеджера Comdex и вице-президента MediaLive, отказ от проведения выставки в этом году связан с отсутствием интереса к ней со стороны ведущих ИТ-производителей. Дальнейшая ее судьба находится в руках экспертного совета, созданного MediaLive.
«Этот совет в скором времени соберется и обсудит положение в отрасли, а также то, насколько ему соответствует Comdex. Для 40 тыс. заказчиков эта выставка по-прежнему остается единственной, которую они знают», — подчеркнул Форот. В совет, который будет решать судьбу Comdex, вошли представители таких известных на ИТ-рынке компаний, как Microsoft, Oracle, EMC, AMD и др.
Как отмечает Олсон, падение популярности Comdex началось в 1995 году, с того момента, когда компания Key3Media Group (позже переименованная в MediaLive International) приобрела выставку у Softbank. С тех пор посещаемость выставки снизилась с пиковых 250 тыс. человек (в середине 90-х годов) до прошлогодних 50 тыс.
Олсон вспоминает свое участие в самых первых выставках ИТ-индустрии. В год дебюта Comdex количество стендов составило около 170, ту выставку посетило несколько тысяч человек. Олсон тогда выступал в Лас-Вегасе со своим докладом. «В то время у нас была только одна альтернативная конференция пользователей — National Computer Conference, — вспоминает он. — Мы сознавали себя частью чего-то, растущего год от года. Это было единственное место, где была практически полностью представлена вся отрасль и где можно было встретить выгодных клиентов. Выставка настолько быстро набирала обороты, что все стремились ее посетить». Однако в конце 90-х Comdex стала превращаться в гиганта, гибнущего под собственным весом. «Уровень посетителей неуклонно снижался, и, как результат, многие производители просто перестали в ней участвовать», — замечает Олсон.
«Первоначально бизнес-заказчики приезжали на Comdex, чтобы найти поставщиков, — считает Роб Эндерле, ведущий аналитик компании Enderle Group. — Но за последние годы выставка потеряла свой смысл. Она стала слишком похожей на выставку игрушек».
В MediaLive пытались перестроить выставку, но столкнулись при этом с объективными трудностями. Это было время, когда многим компаниям пришлось урезать свои бюджеты. «Досадные неудачи плодились одна за другой. Одной из них стала потеря IBM, которая отказалась от участия в выставке в 1998 году», — подчеркнул Эндерле.
Нынешняя конкуренция в ИТ-индустрии торопит производителей. Они уже не могут ждать Comdex для того, чтобы объявить о выпуске новых продуктов. «Если продукт готов к выходу на рынок, нужно объявлять о его выпуске, иначе время будет упущено, — говорит Олсон. — Поэтому ИТ-производители и проводят выездные шоу, участвуют в региональных выставках и т. п.»
Столкнувшись с соперником в лице выставки Consumer Electronics Show, которая ежегодно проводится в Лас-Вегасе в январе, в MediaLive также попытались сделать ставку на рынок потребительской электроники. По мнению Эндерле, это был неверный курс. «Они не смогли стать полноценной выставкой потребительской электроники, но убили выставку компьютерную», — заявил он.
Эндерле не исключает, что Comdex еще можно возродить. «В этом году в MediaLive столкнулись с дилеммой: проводить маргинальную выставку или отменить ее совсем. Они выбрали второй вариант. Но если в будущем они начнут заново с чистого листа и сделают упор на принципиально новые технологические решения, такие, например, как системы видеоконференций, которые через несколько лет станут хитами на рынке, это может значительно расширить аудиторию Comdex», — сказал он.