Стратегию корпорации IBM в области поддержки разработчиков и развития своего программного портфеля в беседе с редактором журнала «Открытые системы» Натальей Дубовой прокомментировала Ильзе Силлерс, директор IBM Software Group в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки
Ильзе Силлерс: «Наш бизнес в области ПО — продукты промежуточного слоя, поэтому для нас так важны партнерские отношения с независимыми производителями программ» |
Каковы основные направления поддержки разработчиков у IBM?
Поддержка разработчиков — одна из важных составляющих общей партнерской политики IBM. Наш бизнес в области программного обеспечения — продукты промежуточного слоя, а не приложения, поэтому для нас так важны партнерские отношения с независимыми производителями программ (Independent Software Vendor, ISV).
Заказчикам нужны комплексные решения, которые включают в себя и приложения, и платформу промежуточного слоя, поэтому они предпочитают иметь дело с местными поставщиками и интеграторами. Наша задача — помогать таким компаниям в создании собственных приложений на базе нашего промежуточного программного обеспечения и в продвижении интегрированных решений. Это область значительных инвестиций со стороны IBM.
По всему миру создано 23 центра инноваций IBM, которые предоставляют техническую поддержку ISV-компаниям, помогают осуществлять тестирование, моделирование, стимулируя их использовать нашу программную платформу. В Москве такой центр открыт в марте. Партнеры, прошедшие соответствующую сертификацию, получают маркетинговую поддержку по продвижению своих решений.
В то же время мы не упускаем из виду и индивидуальных разработчиков. Предложения для них охватывает инициатива developerWorks. В ее рамках предоставляется централизованно управляемая инфраструктура и поддержка в Web, которой могут воспользоваться все разработчики, будь то независимые программисты, разработчики в организациях, являющихся нашими клиентами, или ISV. После соответствующей регистрации разработчики получают доступ к разнообразным формам электронной поддержки. Определенному кругу разработчиков адресована инициатива alphaWorks, позволяющая работать с продуктами IBM до их официального выпуска.
В этом году мы расширили наши предложения по поддержке разработчиков. После получения разработчиком сертификации на свое приложение IBM берет на себя публикацию информации о нем, помогая разработчикам обмениваться знаниями и опытом. Виртуальная сеть DeveloperWork Industry Value Network дает разработчикам, которые специализируются на решениях для определенных отраслей, возможность делиться любой информацией.
Связана ли эта последняя инициатива с анонсированной в начале года стратегией IBM по продвижению отраслевых решений?
Да. В зависимости от отрасли требования к таким решениям могут быть разными, хотя платформа промежуточного слоя используется одна и та же. Мы стремимся содействовать разработчикам в накоплении информации о том, какие решения необходимы заказчикам в той или иной отрасли, как позиционировать нашу программную платформу, чтобы упростить и ускорить создание отраслевых решений, делимся с ними своими знаниями и помогаем им обмениваться информацией о своих разработках.
Каковы наиболее интересные тенденции в развитии инструментария для разработчиков от IBM?
В 2003 году наш программный портфель пополнился семейством продуктов Rational, которые охватывают много дополнительных аспектов поддержки полного цикла разработки приложений. Наши программные продукты адресованы самому широкому кругу разработчиков, от независимых программистов до крупнейших ISV-компаний. Поэтому мы должны обеспечивать масштабируемый набор инструментальных средств.
Произошли ли какие-нибудь изменения в семействе Rational после того, как оно перешло к IBM?
На данный момент нет, но сейчас идет работа над интеграцией продуктов. Инженеры Rational и IBM работают над сопряжением семейств инструментальных средств WebSphere и Rational, рассчитывая построить полную, интегрированную среду разработки. Благодаря приобретению Rational мы смогли заполнить пробел в нашем продуктовом портфеле за счет тех возможностей, которые были у Rational и отсутствовали у нас. Продукты Rational имеют много достоинств, поэтому фундаментальных изменений в этом семействе не происходит.
Каковы основные задачи и как организована работа центров инноваций IBM? Есть ли специфика у московского центра?
Деятельность, направленная на развитие партнерских отношений с ISV-компаниями, должна быть сфокусирована на локальные рынки. Главная задача центров инноваций IBM состоит в том, чтобы предоставлять работающим на локальных рынках ISV-партнерам и системным интеграторам всестороннюю техническую поддержку, а также дополнительные возможности для обучения. Это реально способствует ускорению создания приложений на наших платформах. В центрах инноваций разработчики получают в свое распоряжение работающую инфраструктуру промежуточного слоя на базе программного обеспечения и оборудования IBM.
Управление такими центрами в целом ведется на глобальном уровне. Но для успешной работы нужно хорошо знать местные особенности, поэтому во всяком центре всегда есть сильное локальное руководство. Это дает гарантию, что мы будем правильно выбирать партнеров для этой программы и правильно выстраивать отношения с ними.
Проводит ли IBM какие-либо программы по поддержке вузов в обучении разработчиков?
Да, у нас есть академические программы именно такой направленности. В ряде университетов мы проводим курсы по стратегии Business On Demand. Кроме того, ресурсы developerWorks доступны разработчикам любого уровня, включая студентов.
Программное обеспечение от IBM — это пять различных семейств. Существует ли общая стратегия их развития?
Это очень важный момент. Действительно, у нас есть пять брендов; каждый из них имеет свою направленность, реализуя определенные компоненты программного обеспечения промежуточного слоя. Для каждого из этих брендов есть конкуренты в своей области, а потому для каждого из них необходимо четко определять конкурентные преимущества, понимать, какая функциональность должна быть, к примеру, у Tivoli, чтобы успешно соперничать, скажем, с продуктами Сomputer Аssociates. Но при этом важно не потерять главного преимущества, которое состоит в том, что у IBM есть полный портфель программных средств промежуточного слоя. Поэтому наши инженеры работают над тем, чтобы различные компоненты этих пяти брендов усиливали друг друга. Таким образом, наша стратегия имеет две составляющие: во-первых, продолжать работать над конкурентоспособностью каждого бренда и, во-вторых, обеспечивать эффективную интеграцию между всеми ними.
Какова роль программного обеспечения в реализации стратегии Business On Demand? Какое из пяти семейств играет для нее ключевую роль?
Программное обеспечение — сердце стратегии Business On Demand. Одна из главных ее целей — дать предприятиям возможность интегрировать системы, которые у них уже есть, новые приложения и решения их заказчиков и поставщиков, с тем чтобы добиться эффективной поддержки бизнес-процессов. Но для этого необходимо программное обеспечение промежуточного слоя. Каждое из семейств играет свою роль в интеграции, какое-то одно выделить нельзя. WebSphere и DB2 служат для интеграции приложений и данных, WebSphere и Lotus — для организации совместной работы, Tivoli — для эффективного управления ИТ, без чего интеграция невозможна, Rational — для расширения возможностей готовых приложений и их интеграции в общую систему.