В Москве прошла конференция по дистанционному образованию — eLearnExpo
По словам Владимира Тихомирова, в России необходимо сформировать общественное мнение и донести до органов власти важность распространения в стране новых технологий образования |
Международная выставка-конференция eLearnExpo проводится в мировых столицах с 2000 года. В этом году она впервые состоялась в Москве, собрав более 80 компаний и учебных организаций, занимающихся разработкой программных средств и методик для электронного обучения. Впрочем, громоздкие термины «дистанционное образование» и «электронное обучение» постепенно уходят из языка профессионалов, уступая место лаконичному eLearning. Похоже, слово это, не имея адекватного емкого перевода, со временем займет свое место в нашей лексике, как это случилось с e-mail или e-business.
На eLearnExpo хотелось найти ответ на вопрос, что, по существу, представляет собой eLearning — новую парадигму образования или же просто применение современных технологий в процессе обучения. Складывается ощущение, что в своем нынешнем состоянии электронное обучение еще не дотягивает до того, чтобы принципиально изменить методику образования, но в то же время уже представляет собой нечто большее, чем простое использование компьютеров и Internet в учебном процессе. Формируется целая индустрия ПО для реализации eLearning, и одновременно вузы, школы и учебные центры находятся в поиске наиболее эффективных путей применения технологий, стремясь сделать их инструментом для преобразования традиционных моделей подачи учебных материалов и взаимодействия преподавателей со своими учениками.
На пути к экономике знаний
Общепризнано, что в постиндустриальном обществе человеческий опыт и знания становятся главным фактором не только конкурентоспособности компаний, но и социально-экономического прогресса в целом. Отсюда постоянный поиск оптимальных путей формирования и обновления этих знаний как в интересах конкретного бизнеса, так и для обеспечения эффективности экономики. Однако эти утверждения справедливы лишь для развитого Запада, где в ходу даже такое понятие, как «экономика, основанная на знаниях», базой для которой является передача знаний в электронном виде. В России же пока слишком много препятствий для реализации такого подхода; среди них на первом месте — отсутствие необходимой правовой базы и равнодушие к идеям eLearning на государственном уровне. В своем докладе на конференции ректор МЭСИ и председатель Экспертного совета по электронному обучению Владимир Тихомиров поведал о том, что в США и странах Евросоюза существуют специальные программы по созданию открытой информационной образовательной среды, по разработке технологических стандартов для электронного обучения, определены национальные стратегии внедрения eLearning в образовательный процесс. Россия же остается вне международных дискуссий на эти темы. По словам Тихомирова, в стране необходимо сформировать общественное мнение и донести до органов законодательной и исполнительной власти важность распространения в стране новых технологий образования.
Вузовское образование — этап формирования фундамента для экономики, основанной на знаниях. И если в мире провозглашается важность электронных методов распространения знаний, они не могут обойти стороной систему фундаментального образования. Трудно сказать, насколько близки перспективы возникновения открытых, виртуальных университетов, дающих студенту доступ с помощью компьютерных и сетевых технологий к образовательным ресурсам по всему миру, но первые шаги в этом направлении уже делаются благодаря внедрению средств eLearning в высших учебных заведениях. По наблюдениям российских разработчиков систем для организации дистанционного обучения, отношение отечественной высшей школы к новым технологиям образовательного процесса последнее время заметно меняется от настороженного к заинтересованному. И преподаватели, и студенты видят те преимущества, которые может им дать eLearning: повышение гибкости и мобильности обучения, возможность реализовать более индивидуальный подход к работе с учащимися. И вузы начинают практиковать методы электронного обучения не только для организации подготовки заочников, но и в очном учебном процессе. В МЭСИ, например, благодаря широкому использованию eLearning студенты-старшекурсники получают возможность целиком перевести свое обучение в дистанционный режим.
Одно из ключевых достоинств eLearning — максимальное расширение аудитории учебных курсов. eLearning может стать технологической базой для реализации лозунга «Доступность образования для всех», и в России есть примеры университетов, которые посредством электронного обучения открывают свои учебные программы для жителей удаленных регионов. Так, в Тюменском государственном университете уже несколько лет работает Институт дистанционного обучения, студентами которого становятся не только молодые люди из удаленных уголков Сибири, но и представители русскоязычной диаспоры в Казахстане, Канаде, Болгарии, Египте. Как рассказал директор Института дистанционного обучения Вадим Филиппов, с момента создания института в 2000 году численность его учащихся выросла с 211 до почти 5 тыс. человек. Успех этого начинания стимулировал процесс межвузовской кооперации в сфере eLearning; ряд крупных университетов Сибири сейчас объединяются в Открытый университет для поддержки дистанционного обучения.
Впрочем, при всех выгодах eLearning никто не говорит о том, что электронное обучение заменит традиционное. Судя по выступлениям на конференции, технологии eLearning рассматриваются как хорошее дополнение к методам фундаментального образования, которые всегда были и остаются сильной стороной отечественной образовательной системы.
Корпоративный eLearning
Возможности привлечь к учебному процессу очень большое число людей одновременно, вести обучение в любое удобное время, «без отрыва от производства», оперативно доставлять и обновлять учебный контент делает технологии eLearning привлекательными для корпоративных проектов повышения квалификации сотрудников. Важным фактором здесь является и экономия средств, которую обеспечивает реализация обучения непосредственно на рабочем месте. На конференции было рассказано о ряде крупных проектов внедрения систем eLearning в российских компаниях, в том числе в компании «ВымпелКом», в корпоративном университете группы компаний «Северсталь». Среди основных факторов успеха всех этих проектов назывались активная поддержка идей eLearning со стороны руководства компаний, интеграция средств электронного обучения с корпоративной информационной системой, разработка собственных курсов в дополнение к использованию готового контента, а также сочетание средств eLearning с приемами традиционного обучения.
По словам директора по eLearning-решениям корпорации IBM Эндрю Садлера, наибольший эффект обучение с использованием электронных средств обеспечивает в том случае, когда оно нацелено на решение определенной бизнес-проблемы компании и на высокую результативность, так чтобы полученные знания сотрудники могли сразу применить на практике. В перспективе же, по прогнозам Садлера, технологии eLearning должны стать интегральным компонентом каждого рабочего места.