IDC: поставки смартфонов в Россию в прошлом году выросли более чем вчетверо, составив 130 тыс. штук
С представленной в конце прошлого года моделью Sony Ericsson P900 в компании связывают надежды на улучшение позиций на российском рынке смартфонов |
На восточноевропейском рынке мобильных портативных устройств, к которым аналитики IDC причисляют карманные компьютеры, смартфоны и промышленные терминалы, наблюдается резкий рост доли смартфонов, которые становятся локомотивом данного сегмента. В 2003 году продажи смартфонов превзошли продажи КПК, и в дальнейшем прогнозируется их стремительный рост.
Поставки КПК в России в 2003 году составили около 94 тыс. штук, на 60% превзойдя соответствующий показатель предыдущего года. В подавляющем большинстве (98%) моделей в качестве устройства ввода информации используется стилус, доля клавиатурных устройств из года в год снижается. Что касается поставщиков операционных систем, используемых в мобильных устройствах, былой лидер, компания Palm, в 2002-м году еще на 1% опережавшая Microsoft, окончательно уступила свои позиции. Доля WinCE/Pocket PC выросла с 42,6 до 62% не только за счет снижения доли Palm OS с 43,3 до 31,3%, но и за счет сокращения доли прочих операционных систем с 14,1 до 6,7%.
Общая тенденция усиления влияния Microsoft повлияла на расстановку сил среди поставщиков, которая изменилась весьма существенно. Palm сместилась с первого места на второе; ее доля снизилась с 27 до 18%. Hewlett-Packard, напротив, удвоила свою долю с 17 до 34%, вырвавшись с третьего места на первое. Утратила вторую позицию Casio, оказавшись на пятом месте, доля компании снизилась с 23 до 7%. Sony, потеряв 2% (ей принадлежит теперь 13%), переместилась с четвертого на третье место. На 1% от нее отстает Rover, которая прибавила по сравнению с 2002 годом целых 7% рынка.
Аналитики IDC Russia, которым принадлежат вышеприведенные цифры, отмечают: покупатели готовы тратить чуть больше денег на приобретение более функциональных устройств. Структура спроса постепенно смещается от дешевых моделей в сторону среднего ценового диапазона — 200-400 долл. Видимо, с этим связан и рост популярности смартфонов, поставки которых в Россию выросли более чем в четыре раза, составив в 2003 году 130 тыс. штук, что на 100 тыс. больше, чем в предшествующем году. Во всем мире на этом рынке доминирует компания Nokia, контролирующая 79% отечественного рынка смартфонов благодаря широкому ассортименту и прилагаемым усилиям по продвижению продукции. На долю Motorola и Sony Ericsson приходится лишь по 6%. По прогнозам IDC, в ближайшие годы продажи смартфонов будут расти высокими темпами, за счет как первичного спроса, так и потребности в замене КПК. Помимо снижения цен и расширения ассортимента, важным фактором роста этого рынка является также использование каналов распределения для мобильных телефонов.
Относительно стабильный и консервативный сегмент промышленных терминалов, где действует небольшое число специализированных дистрибьюторов, цены устойчивы, а доля поставок в госсектор (Госкомстат, МЧС, МВД, Банк России) высока, вырос в 2003 году на 40%, достигнув свыше 13 тыс. штук. Клавиатурные устройства составляют 79% всех терминалов и сдают свои позиции медленно, их доля по сравнению с 2002 годом снизилась лишь на 2%. Часть рынка, контролируемая тройкой лидеров (Psion, Symbol и Casio), несколько сократилась из-за усиления давления со стороны прочих поставщиков. Тем не менее в 2003 году за ней остается 75% рынка. Из них Psion принадлежит 41% (в 2002 году ее доля составляла 44%), Symbol — 21 (20%) и Casio 17 (13%). Главной тенденцией для этого сегмента является ужесточение конкуренции со стороны КПК, которые все чаще рассматриваются как альтернатива терминалам.