Конференция «Преподавание информационных технологий в РФ» о том, как совместить фундаментальность образования и быстроменяющиеся требования рынка
Чему и как учить будущих ИТ-специалистов — вопрос, который волнует и вузовскую профессуру, и представителей индустрии |
Число участников II Открытой общероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в РФ» по сравнению с прошлогодним мероприятием более чем удвоилось. Чему и как учить будущих ИТ-специалистов — этот вопрос, который волнует и вузовскую профессуру, и представителей индустрии.
При всех разногласиях стороны не могут не двигаться навстречу друг другу, поскольку в конечном итоге заинтересованы в одном — в формировании в России профессионального, соответствующего международному уровню ИТ-сообщества.
Практика — критерий образования
Одна из проблем, которая постоянно обсуждается в связи с подготовкой ИТ-специалистов, — это разрыв между содержанием академического образования и теми требованиями, которые предъявляются к выпускнику, пришедшему на работу в компанию. Вузовским программам не хватает практической составляющей, учитывающей современные тенденции отрасли, поэтому компаниям приходится доучивать молодые кадры. По словам директора учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ» Дмитрия Изместьева, на это уходит, как правило, около полугода, а для «формирования» высококвалифицированного сотрудника — от года до трех. Именно поэтому фирмы и коммерческие учебные центры все активнее идут на сотрудничество с вузами, организуя совместные программы обучения и стажировки студентов старших курсов, которые позволяют подготовить их к работе в ИТ-индустрии еще на студенческой скамье. Преследуя вполне «меркантильные» цели, компьютерный бизнес при этом помогает учесть в достаточно консервативных по своей природе учебных планах системы высшего образования как новейшие тенденции в области технологий, так и потребности отрасли.
Изместьев рассказал об опыте ЛАНИТа по организации такого сотрудничества. Компания уже не первый год ведет совместную деятельность с Высшей школой экономики, предоставляя возможность студентам проходить стажировку, а преподавателям — повышать квалификацию на своих курсах. Еще один проект «Сетевой академии» — организованная совместно с факультетом ВМК МГУ «Высшая компьютерная школа ?Эксперт?». О сотрудничестве с российской системой высшего и среднего образования на конференции также рассказали представители Hewlett-Packard, IBM, Intel, Microsoft.
О роли фундамента
Не умаляя значения практической составляющей и учета потребностей отрасли в процессе подготовки молодого ИТ-специалиста, проректор МГУ Александр Михалев в своем выступлении подчеркнул, что традиционная сильная сторона отечественного образования — его фундаментальность. Доклад был посвящен разработанному на мехмате и химфаке МГУ проекту преподавания информатики для непрофильных специальностей, однако предложенные в нем идеи, несомненно, актуальны и для подготовки профессионалов по компьютерным наукам. Михалев отметил необходимость тесной связи университетских курсов математики и информатики, подчеркнув, что глубина преподавания информатики находится в прямой зависимости от той математической базы, которую получают студенты. Ориентация на ИТ становится одним из основных приоритетов развития современной математики, подобно тому как в свое время во главу угла ставились задачи ядерной физики или космических исследований. По мнению Михалева, образование в идеале должно иметь возможность отвечать на запросы общества и индустрии на 15-20 лет вперед, и это невозможно реализовать с опорой только на академические программы, потому так важно сотрудничество вузов и компьютерных компаний. Но при этом прочная фундаментальная составляющая позволит выпускнику в любой узкоспециализированной области работать с гораздо большей эффективностью, поскольку он будет «готов к решению задач, а не к использованию известных фактов».
На базе стандартов
По словам Михалева, одна из наиболее сложных проблем, которые приходилось решать при разработке проекта, состояла в том, чтобы сочетать международные стандарты обучения в области computer science с национальными традициями образования. Вопрос адаптации международных стандартов академического обучения ИТ был в центре внимания первой конференции и не потерял актуальности год спустя. Выступавшие отмечали, что отечественный государственный стандарт обучения информатике и вычислительной технике в принципе позволяет охватить всю необходимую проблематику, но не обладает достаточной гибкостью, которая так необходима в данном предмете. В этом смысле преимущество имеет международный стандарт Computing Curricula 2001. По словам Андрея Чеповского из МГТУ, быстрое развитие предметной области требует менять технологию преподавания каждые два-три года.
Не вполне понятно, какие выгоды получит российское образование от присоединения страны к так называемому Болонскому процессу. Как рассказал в своем докладе научный директор Лицея информационных технологий Александр Гиглавый, основной целью Болонской декларации, которую не так давно подписала и Россия, является законодательно закрепленная мобильность студентов в Евросоюзе, членом которого наша страна вряд ли станет даже в отдаленной перспективе. Тем не менее в отечественных вузах вводится предусмотренная Болонской декларацией двухуровневая система обучения, в результате чего на рынке труда появится новая категория выпускников — бакалавры, и есть опасения, что такая трансформация трудовых отношений породит дополнительные проблемы на рынке труда.
Международные стандарты образования по ИТ и сертификационные программы касаются прежде всего подготовки специалистов по информационным технологиям. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам обучения и проверки компетенции пользователей. Большой интерес вызвало выступление Марии Лазаревой, исполнительного директора российского представительства некоммерческой организации, которая занимается продвижением программы обучения и сертификации пользователей «Европейские компьютерные права» (European Computer Driving License, ECDL). Подобно водительским правам, сертификация ECDL дает гарантию, что ее обладатель имеет комплекс навыков работы на персональном компьютере. В некоторых европейских странах ECDL становится необходимым условием при приеме на работу не по ИТ-специальности, в Норвегии обучение и сертификация ECDL реализуются на уровне школьного образования. Программа поддержана руководством Евросоюза, и в странах ЕС в ближайшее время порядка 10 тыс. чиновников должны пройти эту сертификацию. Опыт, поучительный для России, где заметно активизируется процесс компьютеризации госструктур. По словам Лазаревой, в нашей стране уже существует сеть тестовых центров ECDL (девять из них находятся в Москве), где можно пройти такую сертификацию.