Аналитики Gartner делают ставку на беспроводную электронную почту
ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ перспективных способов общения является мобильная электронная почта, получившая широкое распространение в США. Впрочем, пока единственной успешной серией устройств, поддерживающих подобные коммуникации, является Blackberry компании Research in Motion

«Сегодня ключевой вопрос заключается не в том, станет ли мобильная связь обязательным условием жизнедеятельности каждого предприятия, а в том, когда это произойдет», — заявил вице-президент компании Gartner Найджел Дейтон на брифинге «Мобильные стратегии предприятий». По его мнению, ждать осталось недолго: в ряде стран (Тайвань, Израиль и др.) количество мобильных устройств уже превысило численность населения. Кроме того, одной из важных тенденций является и то, что мобильная связь стала восприниматься не только как удобное средство личного общения, но и как действенный способ сокращения затрат в бизнесе компаний.

«Оснастив системой беспроводной связи, к примеру, автоматы по продаже воды или сигарет, можно ?научить? их самостоятельно сообщать о необходимости замены товара или изъятия выручки, значительно сократив расходы на обслуживание», — отметил Дейтон. По его словам, таких примеров можно привести множество, суть же их заключается в постепенном формировании «предприятий реального времени» (Real Time Enterprise, RTE).

В связи с этим исследователи Gartner выделяют для себя две проблемы. Первая заключается в том, какие ключевые технологии способствуют появлению мобильных бизнес-приложений и как они будут развиваться в ближайшей перспективе. Вторая же звучит так: каковы основные трудности в области мобильных систем, с которыми будут сталкиваться операторы мобильных сетей и предприятия?

Пытаясь дать ответ на оба вопроса, Дейтон отметил, что в первую очередь необходимо выделить три типа беспроводных сетей в зависимости от радиуса их действия: до 10 м, от 10 до 100 м и свыше 1 км. Другой важной характеристикой любой сети является скорость передачи данных в ней, которая может колебаться от 1 Кбит/с до 100 Мбит/с. Исходя из этого, Дейтон назвал шесть основных технологий, дополняющих друг друга. Для сетей малого радиуса действия — это RFID (радиочастотные метки, позволяющие фиксировать местоположения объекта и передавать данные со скоростью порядка 1 Кбит/с) и Bluetooth (1 Мбит/с); для среднего радиуса — Wi-Fi (10-100 Мбит/с) и UWB (свыше 100 Мбит/с); для дальнего — сенсорные и ячеистые сети стандарта 802.15.4 (0,1-1 Мбит/с), а также WiMAX (802.16, скорость — 0,1-10 Мбит/с).

Продолжат свое развитие и глобальные сети сотовой связи стандартов CDMA и GSM. В итоге, по мнению Gartner, будущее за сотовыми сетями четвертого поколения, обеспечивающими высокую мобильность и скорость связи в несколько мегабит в секунду, а также за беспроводными стандартами 802.20 (мобильные пользователи, скорости передачи данных порядка 1 Мбит/с) и 802.16 («малоподвижные» или статичные пользователи, скорость более 15 Мбит/с). Что же касается внутрикорпоративных беспроводных сетей, то наиболее перспективным в Gartner считают стандарт 802.11n, который к 2008 году заменит нынешние 802.11a и 802.11b.

Еще одним направлением развития станут беспроводные соединения типа M2M (Machine to Machine), которые позволят значительно повысить эффективность производства и сбыта продукции. Микроэлектромеханические системы помогут осуществлять мониторинг заводов, технологии GPS и RFID упростят логистику, а миниатюрные низкопроизводительные процессоры сделают проще сбыт.

Не менее актуальна проблема развития коммуникаций «человек-человек». По мнению старшего аналитика Gartner Моники Бассо, одним из наиболее перспективных способов общения является мобильная электронная почта, получившая широкое распространение в США. По словам Бассо, производителей и потребителей «мобильных почтовых устройств» волнует, какие тенденции будут способствовать распространению мобильной электронной почты, какие системы мобильной электронной почты станут серийными и каково будущее беспроводных систем электронной почты и мгновенного обмена сообщениями.

Если же говорить о состоянии отрасли, то в настоящий момент единственной успешной серией устройств является Blackberry компании Research in Motion, весьма популярных в США. Но несмотря на то что Gartner называет их производителя безусловным лидером в своем сегменте, главным недостатком компании является отсутствие разделения производства и обслуживания: тем и другим занимается исключительно сама компания Research in Motion.

«По нашим оценкам, около 50% транзакций для современного предприятия — это неструктурированные сообщения по электронной почте; к 2006 году 10% из них будут беспроводными», — отметила Бассо. Поэтому задумываться об организации беспроводной мобильной почты у себя в компании руководителям необходимо уже сейчас. При этом Gartner не рекомендует подходить к проекту внедрения беспроводной почты только с точки зрения возврата инвестиций (return on investment, ROI). «Вместо этого показателя стоит использовать другой — ?ценность инвестиций?», — считает Бассо. Тем не менее большинство предприятий сегодня продолжают действовать «по старинке», повторяя тем самым ошибки, сделанные в свое время при переходе с бумажной на «проводную» электронную почту.

Начинать же работу над проектом внедрения беспроводной электронной почты на предприятиях в Gartner рекомендуют с определения ряда важных моментов: какую гибкость можно проявить при выборе типа устройств; будет ли создание системы выполняться оператором или своими силами; имеются ли необходимые для этого знания и навыки; нужен ли аутсорсинг и т. д. Затем следует задать требования к характеристикам сети, составить список поставщиков и выбрать партнеров. При этом вначале рекомендуется осуществить пилотный проект, снизив тем самым возможные риски.


Gartner советует

Говоря о проблеме управления беспроводными системами на предприятиях, в Gartner называют восемь основных пунктов, на которые следует обратить внимание ИТ-руководителям

  • Поставить управление устройствами беспроводной связи под контроль, пока это еще возможно. При этом целью должно быть не единообразие, а управляемое разнообразие.
  • Включить КПК и интеллектуальные телефоны в зону ответственности ИТ-департамента.
  • Включить в процесс разработки проверку безопасности и ответственности; рассмотреть соответствие законодательству и требованиям конфиденциальности.
  • Создать технологическую инфраструктуру для поддержки многоканальных мобильных коммуникаций.
  • Приобрести средства управления мобильными инфраструктурами.
  • Нанять специалиста в области психологии, с тем чтобы социальные проблемы не смогли помешать реализации мобильных систем.
  • Управлять рисками, используя пилотные проекты, прототипы и быстрые итерации.
  • Управлять отношениями с операторами и сервисными контрактами: услуги могут стоить дороже, чем устройства.