Конференция Нewlett-Рackard ENSA@WORK 2004, прошедшая в начале мая в Мюнхене, была посвящена решениям для адаптивного предприятия
Франк Баетке: «Будущие, адаптивные конфигурации должны уметь решать как нынешние задачи, так и задачи, которые возникнут в будущем» |
Постепенно проходят времена, когда ведущие игроки ИТ-рынка организовывали шумные мероприятия, посвященные исключительно анонсам новых технологий и устройств. Все большее внимание сегодня уделяется особенностям интеграции в бизнес клиентов уже известных решений. Не стал исключением и форум НР ENSA@WORK 2004, прошедший под лозунгом «Решения для адаптивного предприятия». Основная масса презентаций форума сводилась к демонстрации консолидирующей роли HP в наведении порядка на ИТ-ландшафтах заказчиков.
Ежегодная конференция партнеров HP из числа разработчиков корпоративных ИТ-решений региона EMEA оказалась весьма представительной, собрав в Мюнхене 5,4 тыс. человек. Стив Финк, директор по решениям в области ИТ-консолидации подразделения HP Enterprise Systems Group, отвечая на вопрос о главных задачах, стоящих перед индустрией, отметил: «На первый план выходит проблема консолидации разных ИТ-решений для их встраивания в бизнес».
Необходимость работ в области консолидации вызвана объективными причинами: с точки зрения тактики бизнеса — это снижение издержек, увеличение производительности, упрощение управления путем стандартизации, а стратегически — возможность управлять масштабированием и уровнем реактивности ИТ-систем, что позволяет в реальном времени переориентироваться на решение постоянно изменяющихся задач бизнеса.
«Матрица» HP
Что имеется сейчас? Чтобы ни говорили поставщики, каждое приложение пока еще хорошо работает только на своем «родном» оборудовании.
У большинства крупных заказчиков имеется «зоопарк» программного обеспечения, вычислительного и сетевого оборудования; системные администраторы вынуждены сопровождать множество процессов; разработка, средства восстановления и архитектура ИТ-конфигураций привязаны к приложениям, причем масштаб каждой конфигурации рассчитывается по максимуму, на случай работы в условиях критических нагрузок.
Как должно быть? Франк Баетке, менеджер HP по технологиям высокопроизводительных решений, полагает, что для решения задач каждого конкретного пользователя нужно собирать конфигурацию, пользуясь специально организованным пулом ресурсов, который должен состоять из стандартных блоков с унифицированным доступом и средствами управления, допускающими разделение ресурсов по задачам и их консолидацию. Должны быть инструменты самодиагностирования и централизованного мониторинга. По словам Финка, ИТ-консолидация — это не одноразовая акция, не простое перемещение или укрупнение серверов и систем памяти, не только работа ради экономии затрат. ИТ-консолидация должна стать непрерывным процессом, направленным на объединение всех ресурсов — людей, процессов и технологий для решения насущных задач бизнеса.
Шаги к будущему
Что, по версии HP, представляет собой движение по пути ИТ-консолидации? Отправная точка — создание «склада» распределенных ресурсов. Первый шаг в этом направлении — развертывание систем корпоративного управления и комплексов поддержки непрерывности бизнеса. В общей сложности, по оценкам специалистов HP, на этом шаге можно получить от 15 до 35% экономии затрат на ИТ-инфраструктуру. Среди основных, применяемых здесь инструментов компания предлагает известный набор: OpenView, средства консолидации центров данных и поддержки непрерывности бизнеса.
В качестве примера работ, выполняемых HP на этом шаге, можно привести DHL, оператора экспресс-доставки и логистики. У этой компании было более двадцати центров данных в США, Европе и Азии, на которых работало 1400 различных приложений. Отсутствовала стандартизация в аппаратно-программной платформе, не было эффективных средств восстановления после катастроф. Все это, на фоне обостряющейся конкуренции, создавало реальные угрозы бизнесу. Требовалось существенно уменьшить издержки на ИТ и обеспечить поддержку бизнеса в режиме реального времени. За девять месяцев HP провела консолидацию физических центров данных. Теперь у DHL есть катастрофоустойчивый центр в Лондоне с основной и резервной площадкой (они разнесены на 10 миль друг от друга), а также новый центр в Праге. Выполнена консолидация систем хранения; развернута сеть мониторинга всей инфраструктуры. Теперь наиболее важная информация о перевозках поступает в центр относительно быстро (задержка составляет от 15 минут до одного часа). Эффект только за счет такой консолидации составил 10 млн. евро в год. В перспективе, как отметил Геннадий Столяров, ИТ-директор DHL в СНГ, перед ИТ-подразделением DHL поставлена задача внедрить инструментарий, позволяющий в течение пяти дней обеспечить XML-интерфейс внутренней системы DHL с любой корпоративной системой заказчика, пользующегося услугами экспресс-доставки.
Следующий шаг — интеграция оборудования и данных, предполагающая проведение стандартизации, оптимизации количества серверов и развертывание централизованного хранилища. На этом шаге также можно получить от 15 до 35% экономии затрат на поддержку ИТ-инфраструктуры. Используемые инструменты: сети хранения, системы хранения корпоративного уровня; серверы с возможностью существования независимых разделов, консолидация баз данных, средств печати и хранения файлов за счет виртуализации. Например, только применение технологий SAN позволяет с 50 до 85% увеличить загрузку оборудования. Самым ярким примером подобных мероприятий может служить объединение инфраструктур HP и Compaq, которое позволило на 29% уменьшить количество приложений, на 24% снизить расходы на ИТ и на 3 млрд. долл. сократить общие операционные затраты.
Сегодня у всех ведущих игроков имеются свои методологии консолидации и все сходятся во мнении, что одними технологиями задач клиента уже не решить — требуются преобразования, затрагивающие в том числе взаимоотношения бизнеса и ИТ. При этом теоретически клиент волен сам выбирать необходимую платформу, но практически ему в первую очередь будет предлагаться оборудование и программное обеспечение от поставщика решения. И тут как нельзя кстати окажется, например, HP Integrity Superdome, на котором могут работать четыре разных ОС и одновременно функционировать, например, Web-сервер на базе Linux, сервер приложений на платформе Windows 2000 и баз данных в среде HP-UX.
Еще один шаг на пути консолидации — интеграция приложений, означающая более рациональное использование имеющихся на предприятии программ и баз данных, путем, например устранения дублирования. Возможный эффект может составлять 25-75%. В качестве примера можно привести норвежскую компанию Statoil — одно из крупнейших газодобывающих предприятий Европы, где на момент начала консолидации использовалось более 250 приложений и требовалось провести реинжиниринг с целью сокращения стоимости, развертывания стандартных процессов и более полного удовлетворения запросов пользователей. В качестве решения была взята ERP-система от SAP, объединяющая 17 тыс. пользователей и развернутая на платформе HP Superdome.
Заключительный шаг — управление утилитами с целью улучшения уровня обслуживания и повышения гибкости инфраструктуры. Ожидаемый эффект — 40%. Инструменты от HP: Utility Data Center (UDC); средства управления службами и услугами по запросу.
На самом деле конференция ENSA пока еще только высветила второй (не «продуктово-технический», а «концептуально-организационный») план ИТ, оставив без четкого ответа вопросы: как найти разумный уровень управляемости ИТ-конфигурацией? Как осуществить консолидацию интерфейсов с учетом безопасности бизнеса? Когда надо начинать думать об организации непрерывности бизнеса и что здесь главное: дисциплина или технологии? Тем не менее в прошлом году аналитики Forrester Research, проведя опрос среди ведущих американских компаний, обнаружили, что более половины из них в ближайший год планируют проекты по консолидации и виртуализации. Среди клиентов IBM и HP таких было более 70% и готовы они были потратить на эти цели до 40% своего ИТ-бюджета. Получается, что второй план ИТ сегодня постепенно выходит на первый.