Компания провела семинар, посвященный построению территориально распределенных систем
Алексей Казарезов: «Понимание потенциальных выгод от проекта позволяет определить метод решения задачи» |
В конце апреля Центром корпоративных решений корпорации «Парус» был организован семинар, посвященный построению информационных систем территориально распределенных предприятий, на котором были приведены примеры успешных внедрений.
Бензин счет любит
«Татойл-Сервис» — крупнейшее предприятие компании «Татнефть», в состав которого входит около 90 автозаправочных станций, расположенных в Московской области. Для управления столь разветвленной сетью заправок потребовалась автоматизированная система обработки информации о расходе и поставках топлива. Когда предприятие имело менее 20 автозаправок, то диспетчер мог удержать в памяти все данные и почти безошибочно делать заказы на довоз топлива на каждую АЗС. Но когда количество АЗС стало возрастать, диспетчерской службе стало не под силу «вручную» управляться с обслуживанием заказов.
Обращение к продуктам «Паруса» было не случайным. Решения, связанные с организацией учета и планирования обеспечения нефтепродуктами, специалисты компании реализовали к тому моменту у трех заказчиков. Это проекты для «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛ, ТНК («РязаньНефтепродукт»).
По словам Алексея Казарезова, коммерческого директора Центра корпоративных решений «Парус», отличительной чертой данного проекта стало то, что он был реализован практически без участия заказчика — в «Татойл-Сервисе» не было ИТ-специалистов достаточной квалификации.
Заказ на довоз нефтепродуктов обычно строится на основании прогноза предстоящей реализации. Например, для того чтобы составить заявку на вторник, анализируются данные за четыре предыдущих вторника. Кроме того, при прогнозировании учитываются такие факторы, как всплеск продаж в выходные дни дачного сезона или его спад, например, в первые дни нового года и т. д. Данные о расходе топлива получаются с помощью датчиков, работающих в составе АСУТП «Стрела». Два раза в сутки информация о количестве проданного топлива передается на центральный сервер, расположенный в офисе «Татнефти» в Москве. Эта информация импортируется в систему «Парус» для обработки и анализа. Прогноз потребления создается автоматически. Однако диспетчер, если потребуется, может внести в бланк заказа необходимые поправки.
Проект длился чуть более года, и система была сдана в промышленную эксплуатацию в прошлом ноябре. Сейчас у заказчика задействовано около 50 лицензий. Экономический эффект проекта выражается даже не в цифрах, а в том, что без внедрения данного решения (или другого, аналогичного) «Татойл-Сервис» просто не смог бы нормально функционировать.
Удаленный доступ — возможны варианты
Представители ЦКР кратко обрисовали еще несколько аналогичных проектов. В частности, это создание решения для «ТНК Бизнессервис». Целью проекта было уменьшение затрат на управление и удешевление стоимости сервисного обслуживания клиентов компании. Для решения данной задачи был организован Общий центр обслуживания, осуществлен переход на единый план счетов. Учет себестоимости стал подсчитываться буквально по каждой машине, осуществляющей перевозки. Удаленный доступ к общей базе данных обеспечивается с помощью протокола TCP/IP.
Проект для «Торгового Дома Трубной металлургической компании», входящей в «Сибур — Русские шины», своей целью имел снижение дебиторской задолженности, а также сокращение запасов готовой продукции и сырья на складах. Для решения этой задачи требовалось перейти к единой сбытовой политике, провести унификацию лицевых счетов покупателей. В качестве метода организации единого информационного пространства ЦКР «Парус» предложил репликацию данных, циркулирующих между центральным офисом и филиалами.
Каждый из перечисленных выше проектов реализован в территориально распределенной компании. При построении единого информационного пространства у своих заказчиков ЦКР применял такие подходы, как удаленная обработка информации и распределенная обработка. По словам Сергея Стодольникова, руководителя Аналитического департамента ЦКР, основным достоинством удаленной работы через стандартную клиентскую часть (проект для ТНК) является то, что не требуется никакого дополнительного аппаратно-программного обеспечения. А недостаток этого метода — высокая трудоемкость администрирования, так как при выходе каждого нового релиза корпоративной информационной системы клиентскую часть приходится переустанавливать на каждом удаленном рабочем месте. Кроме того, узким местом данного решения является требование к достаточно высокой пропускной способности каналов, обеспечивающих соединение удаленных рабочих мест с сервером баз данных.
Удаленная работа через терминальный сервер (проект для «ЛУКОЙЛ — Севернефтепродукта») удобна тем, что для нее могут быть использованы не только выделенные каналы, но и медленные коммутируемые линии. Плюс экономия на администрировании, поскольку в данном случае требуется поддержка системы только на одном сервере. Нетребовательность к каналам связи сочетается с нетребовательностью к аппаратному обеспечению рабочих мест (ресурс, доступный пользователю, определяется ресурсом терминального сервера — мощностью его процессора, объемом памяти и дискового пространства). Таким образом, достаточно высокие аппаратно-программные требования предъявляются только к терминальному серверу, особенно при большом количестве удаленных пользователей.