ИТ-службы компаний-производителей решают те же проблемы, что и их заказчики
Филипп Гра: «Задача проекта по реорганизации ИТ-служб Microsoft — построить структуру по централизованному принципу» |
Практически любой ИТ-руководитель сталкивается с необходимостью сократить расходы и вместе с тем повысить отдачу от вложений в ИТ. Знакомы им и проблемы информационной безопасности, управляемости ресурсов, обеспечения их бесперебойной работы, сохранности и целостности данных и т. д. Эти вопросы близки также менеджерам ИТ-служб корпораций Microsoft и Intel, которые на встрече с коллегами поделились своим опытом.
Регион, традиционно обозначаемый как ЕМЕА (страны Европы, Ближнего Востока и Африки), где работает 14 тыс. сотрудников Microsoft, обслуживает ИТ-служба численностью 59 человек. По словам Роберта Форда, ИТ-директора Microsoft ЕМЕА, одна из основных задач, стоящих перед возглавляемой им службой, — обеспечение безопасности информации. Разумеется, корпоративная сеть защищена по всему периметру, в целях безопасности произведено сегментирование сети, принимаются меры защиты информационных ресурсов, регулярно производится аудит и мониторинг системы. Чтобы свести к минимуму риск, связанный с халатностью пользователей (как показывает практика, это один из серьезных рисков для безопасности информации в любом предприятии), применяется персональная аутентификация. Любой сотрудник может подключиться к информационным ресурсам корпорации только с помощью личной смарт-карты.
Не менее актуальна для корпорации задача защиты от внешних угроз, например вирусных атак. В частности, перед ИТ-службой Microsoft остро стоит проблема быстрого распространения программных заплат. Это нетривиальная задача: только серверов по обработке данных здесь используется около 9000. Исправленные фрагменты кода рассылаются по всей корпорации автоматически с помощью Microsoft SMS 2003 for Server and Desktop; в настоящее время этот процесс занимает несколько дней.
Кроме того, требовала решения задача структурирования информационных ресурсов. Ранее, по словам Форда, каждый сотрудник мог размещать свои данные в разных местах — начиная с собственного компьютера и заканчивая одним из многочисленных файловых серверов корпорации. Для обеспечения сохранности и целостности данных на файловых серверах по несколько раз в сутки приходилось выполнять резервное копирование. Примерно полгода назад для размещения информации в ЕМЕА было организовано четыре узла служб Windows SharePoint Services, что позволило обеспечить удобный доступ ко всем данным корпорации, упорядочить работу с электронной почтой, организовать совместную работу с документами и т. д. Постепенно информация переводится в среду SharePoint Services, а от применения файловых серверов в корпорации отказываются. Благодаря соответствующей настройке Microsoft Office 2003 перемещение информации, по словам Форда, происходит практически незаметно для ежедневной работы пользователей.
Взаимодействие внутри корпорации осуществляется через семь площадок с серверами Exchange. Регион ЕМЕА обслуживает одна такая площадка, расположенная в Дублине.
С целью улучшить управляемость ИТ-ресурсами в Microsoft пять лет назад был начат проект по реорганизации ИТ-служб. Филипп Гра, директор по текущей работе Microsoft, считает, что задача проекта — централизовать ИТ-инфраструктуру. Все серверное «хозяйство» было разделено на три группы — малые, средние и крупные серверы. Одновременно создавались единообразные правила работы, оптимизировалось штатное расписание.
В настоящее время все отделения Microsoft, имевшие собственные ИТ-департаменты, постепенно переводятся под единый «зонтик». В конечном итоге все вопросы обслуживания должны оказаться в ведении службы технической поддержки корпорации, с которой будут заключаться соглашения о внутреннем аутсорсинге. Разрабатывается перечень и классификация услуг, которыми можно будет воспользоваться в соответствии с подобным соглашением. Сервис, связанный с обслуживанием серверов, будет иметь несколько уровней: верхний предлагает полный спектр услуг по поддержке, нижний обеспечивает серверы электропитанием и охлаждением.
Во всемирном масштабе в корпорации прошло внедрение Microsoft Operation Manager. Этот продукт компании NetIQ, доработанный в Microsoft в части политики безопасности, которая теперь строится по правилам, определяемым соображениями безопасности бизнеса (ранее эти правила составляли исходя из технических требований и не всегда охватывали все аспекты деятельности организации).
Сотрудники службы технической поддержки проводят мониторинг состояния сетевой инфраструктуры корпорации, обеспечивающей, наряду с другими средствами коммуникаций, голосовую связь и организацию телеконференций. Все это делается централизованным образом; администрирование имеющихся систем сосредоточено в одном месте, что позволяет специалистам быстро реагировать на возникающие проблемы и устранять их последствия.
Следующий этап проекта — «моделирование корпорации». Соответствующая модель должна охватывать не только централизованное управление серверами, но и всю инфраструктуру корпорации. Здесь также выстраивается определенная иерархия, три верхних уровня которой составляют центры обработки данных, а три нижних — обслуживающие центры. С обслуживающими центрами на условиях аутсорсинга будут заключаться договоры на предоставление услуг. Любопытно, что перейти на модель аутсорсинга Microsoft также непросто. По словам Гра, необходимо убедить клиентов, которыми в данном случае являются подразделения Microsoft, что таким образом их работа может стать более эффективной.
Брайан Макгю, директор по серверным технологиям Intel в странах Европы, высказал мнение, что при организации централизованного управления ИТ-инфраструктурой предприятия автоматизация дает достаточно ощутимую выгоду. Ключевым моментом в управлении является стандартизация ресурсов, которая в Intel позволила повысить общую эффективность управления, одновременно сократив затраты. Не менее важна консолидация ресурсов. По словам Макгю, это процесс непрерывный, не являющийся каким-то отдельным проектом. И если консолидация оборудования — задача более или менее понятная, то консолидация приложений по-прежнему сопряжена с целым рядом проблем, но способна при успешном их решении дать много выгод.
Принципы организации управления ИТ-ресурсами в двух корпорациях схожи: каждая из них строит централизованную модель и внедряет схему аутсорсинга по оказанию услуг технической поддержки. Рассказ представителей ИТ-служб Microsoft и Intel о данных проектах — своеобразная рекомендация, адресованная их коллегам из других отраслей.
Советы от Intel
Для любого предприятия очень важно уметь оценивать эффективность инвестиций в ИТ, их соответствие задачам бизнеса
- ИТ-ресурсы способны быстро окупить инвестиции
- ИТ-ресурсы «стареют», поэтому необходимо следить, чтобы на всем протяжении своей непродолжительной «жизни» (два-три года) они давали максимальную отдачу
- всегда есть точка, в которой вложенные средства дают наибольшую отдачу (у Intel, например, это оптимизация цепочки поставок)
- инвестиции в ИТ-инфраструктуру необходимо рассматривать в комплексе со всеми аспектами автоматизации, не забывая о протяженности во времени
- решения должны быть настраиваемыми под требования бизнеса
- необходимы постоянные инновации