Предметом очередных разногласий между Европой и США стал обмен данными о пассажирах лайнеров
Министры юстиции 15 стран, входящих в ЕС, в рамках своей встречи в Брюсселе пришли к соглашению о том, что Евросоюз будет предоставлять американским спецслужбам доступ к некоторым данным о пассажирах самолетов |
Власти Евросоюза испытывают все больше трудностей, связанных с необходимостью фиксировать передвижения граждан внутри Шенгенской зоны. С одной стороны, одним из основополагающих принципов европейской демократии по-прежнему должно оставаться неукоснительное соблюдение гражданских прав и свобод. С другой стороны, для борьбы с терроризмом требуется наличие информации о передвижениях людей и обмен ею с другими государствами вне ЕС.
Тем не менее на недавней пленарной встрече в Страсбурге большинство европейских парламентариев пришли к мнению, что необходимо отклонить соглашение между ЕС и США, разрешающее передачу спецслужбам США персональной информации о пассажирах, совершающих авиаперелеты в США из Европы.
Роль Европарламента в процессе подписания этого договора является сугубо консультативной. Однако негативная реакция депутатов приводит к тому, что Европейская комиссия, являющаяся исполнительным органом Евросоюза и уже согласовавшая договор об обмене информацией с США в конце прошлого года, сталкивается с серьезной политической проблемой.
Министры юстиции 15 стран, входящих в ЕС, в рамках своей встречи в Брюсселе пришли к соглашению о том, что Евросоюз будет предоставлять американским спецслужбам доступ к некоторым данным о пассажирах самолетов. Эта мера рассматривалась в первую очередь в качестве инструмента для противостояния нелегальной иммиграции. И только Великобритания, особенно ратовавшая за ее принятие, в последние полгода связывала ее с борьбой с терроризмом.
Как отметили некоторые наблюдатели, одной из причин, подтолкнувших глав юридических ведомств европейских стран к тому, чтобы узаконить более тесное сотрудничество с США в области обмена информацией о передвижениях людей, стали мартовские теракты в Мадриде. При этом министры отвергли предложение некоторых стран (в частности, Швеции и Франции) по ограничению времени хранения данных о пассажирах авиарейсов до 24 часов.
На очереди у парламентариев — рассмотрение внутриевропейских требований к предоставлению информации о пассажирах авиалиний, которые планируется предъявлять с целью обеспечения безопасности полетов. Здесь наблюдатели и эксперты сюрпризов не ждут. Даже пресс-секретарь комитета Европарламента по гражданским правам Дэнни де Пепе заявил, что предложение отвергнуть новые внутриевропейские требования вряд ли получат поддержку большинства. «Скорее всего, против такого решения выступят все представители от Испании, а также христианские демократы», — заявил он.
Объем данных о пассажирах, которые планируется передавать спецслужбам в Европе, намного меньше того объема сведений, которого требуют в США. Отчасти этим и объясняется негативная реакция Европарламента на соглашение между Соединенными Штатами и ЕС. 229 членов парламента проголосовали против этого договора, 202 — за него, 19 человек воздержалось.
«В США защита частной жизни воспринимается как неотъемлемое право только в отношении граждан этой страны», — говорится в заявлении комитета Европарламента по гражданским правам. Парламент настаивает на том, чтобы Еврокомиссия заключила «полноценное международное соглашение с США, дающее пассажирам реальные гарантии конфиденциальности их частной жизни».
Ответом на демарш европейских законодателей стало заявление пресс-секретаря Еврокомиссии Джонатана Тодда. «В Еврокомиссии принимают во внимание мнение депутатов, — заявил он. — Это отразится на характере обсуждений во время предстоящих консультаций членов Комиссии».