Потребители могут не знать обо всех тонкостях использования технологии RFID
В сети супермаркетов Tesco попытались снизить количество краж дорогих товаров, устанавливая на них ярлыки радиочастотной идентификации, и, когда покупатель снимал такой товар с полки, в помещении магазина автоматически включались внутренние камеры слежения |
Производственные, логистические и торговые предприятия все активнее начинают внедрять технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency ID, RFID). Это сулит пользователям не только приятные, но и неприятные моменты, особенно в том, что касается конфиденциальности их частной информации.
По крайней мере, к такому выводу пришли эксперты во время семинара, состоявшегося на выставке CeBIT, где развернулась довольно жаркая дискуссия о достоинствах и недостатках технологии RFID.
Ярлыки RFID похожи на штрих-коды тем, что содержат данные и требуют специального приемопередатчика для сбора этих данных, однако они могут хранить значительно больше информации, чем штрих-коды. Торговые компании, такие как Wal-Mart Stores, намерены активно внедрять данную технологию, поскольку она помогает отслеживать информацию о наличии товаров на складе и получать сведения о покупках. Однако сторонники соблюдения конфиденциальности всерьез опасаются, что подобные язлыки будут оставаться активными после покупки и сохраненные данные будут доступны по-прежнему. Более того, ярлыки RFID, размещенные в карточках постоянных покупателей, могут использоваться, например, для составления списка предпочтений клиентов при покупках.
Правозащитная организация FoeBuD требует введения новых законов и создания технологий для защиты пользователей от недобросовестного применения технологии RFID |
«По существу, я не вижу, чем может быть полезна радиочастотная технология покупателям и гражданам», — заметила Рена Тендженс, член управляющего совета немецкой правозащитной группы FoeBuD.
Тендженс утверждает, что установить ярлык RFID на товарах без ведома покупателей не составляет труда. Кроме того, теоретически приемопередатчики могут получать доступ к информации о клиентах, хранящейся в этих ярлыках. FoeBuD, ежегодно присваивающая иронический приз Big Brother Award компаниям, которые считает нарушителями конфиденциальности граждан, требует введения новых законов и создания технологий для защиты пользователей от недобросовестного применения технологии RFID.
Однако Филипп Калдерон, вице-президент компании ePC Group, поспешил развеять опасения Тендженс, заявив, что «технологию RFID окружает такое количество легенд, что вряд ли столько можно насчитать во всей греческой мифологии». Калдерон работал как с торговыми компаниями, так и с представителями отрасли над созданием стандартов для RFID. Он уверен, что технология радиочастотной идентификации дает пользователям огромные преимущества, а опасения по поводу нарушения конфиденциальности можно устранить за счет создания новых технологий.
«Я уверен, что принять определенные законы необходимо, но нельзя откладывать внедрение новых технологий до тех пор, пока такие законы не появятся, — утверждает он. — Предприятия не должны ждать пять-шесть лет до тех пор, пока не будут решены все затрагиваемые в данном случае вопросы конфиденциальности».
По мнению Калдерона, покупатели только выиграют от того, что после покупки ярлыки RFID будут оставаться активными. В частности, у них появится возможность вернуть товары без предъявления чека или заполнения гарантийного формуляра.
Тем не менее, как подчеркнули некоторые участники семинара, потребители могут не знать обо всех потенциальных угрозах конфиденциальности, возникающих вследствие использования RFID.
Одним из наиболее известных случаев стало использование в сети супермаркетов Tesco ярлыков RFID в качестве средства борьбы с кражами. Эта торговая компания попыталась снизить количество краж дорогих товаров, устанавливая на них ярлыки радиочастотной идентификации, и, когда покупатель снимал такой товар с полки, в помещении магазина автоматически включались внутренние камеры слежения. Одни снимки уничтожались, если покупатель приобретал товар, а другие — сохранялись в архиве для последующей возможной идентификации злоумышленников.
Многие покупатели приходили буквально в ярость, когда узнавали о программе. Калдерон и другие сторонники RFID тем не менее считают, что Tesco нашла исключительно верное применение этой технологии.