Приобретение Net?Screen обещает изменить облик Juniper Networks
Покупка NetScreen, занимающейся разработкой технологий межсетевых экранов и сетей VPN, позволит Juniper Networks оказать достойную конкуренцию на рынке маршрутизаторов для корпоративных клиентов компании Cisco Systems

Компания Juniper Networks, специализирующаяся на производстве маршрутизаторов и активно укрепляющая свои позиции в борьбе против Cisco Systems в секторе оборудования для сетей передачи данных телекоммуникационных операторов, похоже, попытается нарастить мощь и в области корпоративного сетевого бизнеса. По крайней мере, именно об этом свидетельствует приобретение ею компании NetScreen Technologies, о котором было объявлено в феврале. Впрочем, по мнению аналитиков, вхождение NetScreen в состав Juniper в ближайшее время вряд ли отразится на общем состоянии рынка.

Покупка NetScreen, занимающейся разработкой технологий межсетевых экранов и виртуальных частных сетей, обойдется Juniper примерно в 4 млрд. долл. Расчеты будут производиться путем обмена акциями.

В заявлении руководства Juniper говорится, что цель подписанного соглашения заключается не в выходе компании на новый рынок, а в сглаживании различий между корпоративными и операторскими сетями.

«Мы хотим строить сети, обладающие достаточной гибкостью и устойчивостью для подключения любых разновидностей стационарных и мобильных устройств, — отметила вице-президент Juniper по маркетингу Кристин Хеккарт. — Различия между корпоративными сетями и сетями поставщиков услуг уже исчерпали себя и не представляются нам более актуальными.

Если вам нужен виртуальный ресурс — сеть, которая будет отвечать потребностям бизнеса и помогать решать критически важные задачи, — значит, вы наш потенциальный пользователь».

Компания Juniper была основана в 1996 году при финансовой поддержке ряда конкурентов Cisco. Цель ее создания заключалась в том, чтобы разрушить фактическую монополию Cisco в области создания механизмов для построения ядра крупных IP-сетей. Несмотря на то что в сегменте маршрутизаторов корпорация Cisco имела фору в несколько лет, Juniper в короткий срок удалось добиться весьма заметных успехов и закрепиться в секторе оборудования для поставщиков услуг связи. По оценкам аналитика Dell?Oro Group Шина Умеды, в 2003 году ее доля составляла около 31% общего объема мировых продаж маршрутизаторов старшего класса с интерфейсами, поддерживающими пропускную способность 10 Гбит/с и выше. По сравнению с 2002 годом ниша Juniper расширилась на 5%, в то время как доля Cisco, напротив, сократилась на 5%, составив в итоге 62%.

Однако аналитик компании Communications Network Architects Фрэнк Дзубек заметил, что Juniper не выпускает маршрутизаторов для корпоративных клиентов, и даже если бы у нее появились такие заказчики, она все равно не смогла бы удовлетворить их потребности. Доля Juniper в этом сегменте минимальна, тогда как Cisco контролирует здесь около 90% рынка.

Приобретение NetScreen можно рассматривать как попытку изменить положение дел в данной области. Juniper получает сложившиеся каналы продаж NetScreen, что позволяет ей сэкономить время и средства, которые в противном случае пришлось бы потратить на построение соответствующей инфраструктуры. Со временем маршрутизаторы, предназначенные для поставщиков услуг, также можно дополнить функциями обеспечения безопасности, которые были разработаны специалистами NetScreen. Таким образом, у провайдеров появится возможность фильтровать электронную почту, содержащую вирусы, и поставить щит на пути DoS-атак. Реализация всех этих функций в сети провайдера, а не в корпоративной сети сулит немало преимуществ. Достаточно вспомнить недавнюю атаку вируса Mydoom, обрушившуюся на сайт SCO Group.

«Почему бы не поставить фильтр, который предотвратил бы эту бомбардировку? — предлагает Дзубек. — Повышение интеллектуальности механизмов ядра и оконечных узлов сети открывает перед нами фактически неисчерпаемые возможности. На сегодняшний день даже Cisco не в состоянии обеспечить встраивание подобных функций в ядро сети».

«Обеспечение подобной защиты со стороны провайдера стало бы неоценимым подарком для корпоративных клиентов и особенно для их филиалов, — заметил аналитик Yankee Group Зевс Керравала. — Конечно, в центральных офисах крупных предприятий межсетевые экраны можно оставить, хотя, наверное, имеет смысл перепоручить выполнение соответствующих функций специализированным механизмам сложных маршрутизаторов или коммутаторов».

О повышении безопасности задумываются и в Cisco. И если инженерам Cisco удастся осуществить свои планы на корпоративном рынке, Juniper ждет нелегкая битва.

За много лет Cisco успела создать огромное количество маршрутизаторов, коммутаторов и других устройств, предназначенных для компаний различного масштаба и корпоративных подразделений. Juniper имеет совсем другую историю. До сих пор эта компания ограничивалась выпуском хороших продуктов только одного типа. А значит, ей предстоит очень много работы.


Juniper в России

По словам Майка Хаммонда, генерального директора компании Poplar Systems, поставляющей продукты Juniper Networks на российский рынок (во всех странах мира, кроме США, продажи продукции Juniper осуществляются бизнес-партнерами), ожидалось, что Juniper, чтобы войти в корпоративный сегмент рынка, купит производителя коммутаторов локальных сетей. Но компания «сделала шаг на два-три года вперед» и приобрела технологии сетевой безопасности NetScreen, которые становятся все более востребованными в области телекоммуникаций.

«Когда эти технологии будут встроены в маршрутизаторы Juniper, компания получит значительные конкурентные преимущества», — считает Хаммонд.

Опираясь на свой российский опыт, Хаммонд полагает, что, если Poplar через некоторое время сможет предоставить клиентам-операторам обновление программного обеспечения или модули маршрутизаторов, повышающие безопасность их сетей, то эти продукты будут пользоваться значительным спросом.

Компания Poplar Systems была зарегистрирована в конце 2001 года. В следующем году было продано пять маршрутизаторов, в 2003-м — 25. За два года обучение прошли 40 специалистов компаний-операторов. К настоящему времени практически все продукты Juniper имеют сертификаты Минсвязи. Их сервисное обслуживание осуществляется специалистами Poplar, которые привлекают в случае необходимости инженеров и программистов Juniper.

В Poplar Systems полагают, что в текущем году поставки маршрутизаторов могут возрасти втрое по сравнению с 2003 годом. Наряду с этим появляется реальная возможность выхода на региональные рынки и увеличения числа клиентов за счет работающих там операторов. Такие ожидания связаны с выпуском маршрутизатора M7i, доступного по стоимости для небольших компаний. Существенной особенностью M7i является появление функций, популярных на отечественном рынке, например J-Flow, которая предназначена для мониторинга пользовательского трафика, биллинга и обеспечения безопасности и аналогична по своей функциональности технологии Cisco NetFlow.

— Алексей Чернобровцев,
Computerworld Россия