Основной девиз прошедшей в начале марта в Лас-Вега?се конференции IBM Partner World был: Winning in on demand world, то есть что-то вроде «Победим в мире, устроенном по запросам». Подобная популистская интерпретация известной идеи IBM on demand вполне закономерна. Дело в том, что Partner World — не место для представления новинок, это мероприятие, можно сказать, посвящено выстраиванию отношений между метрополией (самой компанией) и независимыми территориальными образованиями, входящими в состав «империи IBM»
Сэм Палмисано, нынешний руководитель IBM заявил, что on demand — это не только технологии но и долговременная стратегия поведения корпорации в постоянно меняющемся мире, в этом ее главное отличие от сиюминутных частных решений, которые быстро появляются и исчезают |
Глав ным вопросом на конференции IBM Partner World 2004 было обсуждение необходимости и возможности организации общей системы бизнеса, которая сама работает «по запросам» и обеспечивает поставку систем on demand для заказчиков. Это, как самый важный вопрос текущего момента, отдельной строкой выделил в своем выступлении нынешний руководитель корпорации Сэм Палмисано. Он заявил, что on demand — это не только технологии, но и долговременная стратегия поведения IBM в постоянно меняющемся мире, в этом ее главное отличие от сиюминутных частных решений, которые быстро появляются и исчезают.
Стратегия on demand — явно любимое детище Палмисано. «Запросная», если так можно сказать, идея оказалась средством, пропагандируя которое, Сэм становится в один ряд с другими капитанами отрасли. Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и Скотт Макнили — каждый из них, как известно, является ревностным проповедником собственной корпоративной идеологии.
Как ни странно, но ему, руководителю самой большой ИТ-компании, это удается далеко не просто, потому что, в отличие от перечисленных персонажей, Палмисано — карьерный менеджер, а не отец-основатель. Свое восхождение на вершину власти Палмисано начал не с создания собственной компании, он стартовал со скромной должности. За 30 лет служения в IBM он прошел по всем ступеням административной лестницы и два года тому назад занял пост, освобожденный его предшественником Луи Герстнером. Теперь, опираясь на идеологию работы «по запросам», Палмисано хочет не просто изменить стратегию IBM, он стремится переосмыслить и способ существования других компаний, работающих вместе с IBM в компьютерном бизнесе. Область действия on demand не ограничивается пределами технологий и собственного бизнеса, IBM стремится распространить эту идею и на партнеров, помогая им улучшить все составляющие их собственного бизнеса, в том числе маркетинг, планирование, процессы закупки и поставки, а также обслуживание клиентов. Хорошо известно, что в октябре 2002 года, вскоре после того, как Палмисано занял пост главы IBM, он разослал письма, в которых говорилось, что на протяжении всей истории IBM целью корпорации была работа на индустрию, но подобной цели придерживается и сейчас большинство других компаний. В новой ситуации Палмисано считает возможным переопределить цели, упрочняя и качественно видоизменяя сильную сторону IBM — консалтинг и сервис, сосредоточенные в IBM Global Sevices. Решению этой задачи были подчинены сделанные в 2002 году приобретения компаний PricewaterhouseCoopers Consulting и Rational Software общей стоимостью без малого 6 млрд. долл.
В результате преобразований, проводимых за последние годы, сама корпорация постепенно отходит от роли поставщика аппаратного и программного обеспечения и того традиционного технического консалтинга, к которому уже давно привыкли. Под руководством Палмисано она превращается в поставщика полноценных решений для индустрии в целом, интегрируя технологии с бизнесом и распространяя консалтинг далеко за рамки технических проблем. И даже основная задача, поставленная перед тремя тысячами ученых, работающих в исследовательском подразделении IBM Labs, теперь переформулирована. В нынешнем виде она заключается не в создании более эффективных программ или компьютеров, а в решении комплексных проблем бизнеса как такового, в моделировании образов человеческого поведения со смещением в область социальных наук. Об этом говорил выступивший на Partner World директор IBM Labs Пол Хорн. Он также добавил, что значительная часть 38-тысячной армии сотрудников IBM Software Group будет переориентирована на разработку и поставку приложений для 12 основных отраслей индустрии, таких как банковская и финансовая сфера, страхование, автомобильная промышленность, телекоммуникации, все виды производства, связанные с обеспечением человеческой жизнедеятельности, и т. д.
Новое позиционирование или, может быть, пока еще попытка нового позиционирования IBM делает понятным поведение других участников рынка, например Ларри Эллисона в стремлении приобрести компанию PeopleSoft и сделать Oracle полноценным поставщиком решений. Поле конкуренции смещается в область прикладных решений, и здесь опыт PeopleSoft неоценим. Проясняется также позиция Скотта Макнили, который постоянно подчеркивает отсутствие какой-либо привязанности к поставке прикладных решений, и та строгость, с которой он очерчивает область действия руководимой им Sun Microsystems лишь системными техническими решениями. Становится понятно и то, что стоит за словами Карлтон Фьорины. В итоге создается впечатление, что вполне вероятен передел сфер влияний, и в нынешних условиях крупные вендоры озабочены тем, что им достанется в изменившихся условиях.
И все же, чем вызвано такое внимание к партнерам? Сама IBM охватить весь рынок on demand не может, даже ее колоссального потенциала будет достаточно лишь для того, чтобы удовлетворить потребности самых крупных заказчиков. По утверждению Майка Бормана, руководителя подразделения IBM Global Business Partners, который, как следует из названия его должности, играл на Partner World роль первой скрипки, сама корпорация в состоянии обслужить запросы только тех заказчиков, которые входят в «клуб» Fortune 500. Поэтому она предлагает партнерам распространить подход on demand на меньших по своим масштабам клиентов, именно поэтому постоянным рефреном всех выступлений, сделанных на Partner World, было внимание к SMB/SME (Small and Medium Business, Small and Medium Enterpise). Аббревиатура SMB/SME здесь звучала не реже, чем on demand. Из всего, что происходило на конференции, совершенно очевидно, что, выстраивая общую с партнерами экосистему бизнеса, IBM стремится возвратить себе то доминирующее влияние в отрасли, которым она обладала в 60-е и 70-е годы. Излагая в сжатом виде свое представление о новой стратегии, Палмисано выделил три главных пункта: следование требованиям клиентов; ориентация на результирующую эффективность, а не на быстродействие отдельных компонентов; поддержка открытых стандартов, среди которых важное место занимает Linux.
Вывод из услышанного и увиденного на конференции IBM Partner World в Лас-Вегасе напрашивается недвусмысленный. Для тех, кто может и хочет стать партнером IBM и согласен внедрять идеологию on demand на предприятиях среднего и малого бизнеса, наступил удачный момент. Пока еще вагон стоит у перрона и двери открыты, но локомотив под парами и скоро поезд тронется.
В IBM за равные возможности
О значении новой инициативы IBM для европейских компаний, попадающих в класс SMB/SME, мне удалось поговорить с Джузеппе Джулиани, вице-президентом по отношениям с партнерами в регионе EMEA. Он отметил важность информационных технологий для SMB/SME в Европе, где в этом сегменте рынка занято две трети работающих, общее количество предприятий достигает 19 млн., и они производят свыше 55% европейской продукции. Задачи, стоящие перед большинством этих компаний, не очень отличаются от тех, которыми озабочен крупный бизнес.
Джулиани подчеркнул, что превращение бизнеса SMB/SME в бизнес «по запросам» не происходит одномоментно; это длительный процесс. На первых этапах он включает доступ компании в Internet, публикацию статической информации, выполнение простейших транзакций. На следующем этапе интегрируются сетевые ресурсы и формируются новые источники доходов, связанные с ними. Финальная стадия, как она видится сейчас, заключается в создании полноценного электронного бизнеса по запросу (e-business on demand).
Джулиани назвал основные технологические ориентиры предприятия, стремящегося стать on demand: анализировать бизнес в терминах процессов, а не функций; придерживаться принятых стандартов; уже сейчас инвестировать в utility computing; задумываться о самоуправляемых ИТ-инфраструктурах; готовиться к инвестированию в виртуализованные инфраструктуры, подобные grid.