«Сердце организации» или «поддержка бизнеса»?
В конце февраля в Киеве прошел первый съезд ИТ-директоров Украины. В его рамках рассматривались проблемы стратегии и организации ИТ-департаментов. Все участники съезда отметили своевременность этого мероприятия в связи с наблюдающейся нехваткой профессионального общения с коллегами. Почти половина присутствующих представляли пищевую отрасль, машиностроение и торговлю.
Значительный интерес вызвал доклад Дмитрия Лукьянова, директора отдела ИТ международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Поделившись опытом построения интегрированной системы управления предприятием, Лукьянов заявил, что «цена не имеет никакого значения, если берется в отрыве от качества приобретаемого товара» и независимо от того, на каком оборудовании и ПО построена инфраструктура системы, ее совокупная стоимость владения будет одинаковой при условии одинакового качества предоставляемых услуг.
Также было интересно выступление директора по ИТ «Аснова-Холдинг» Геннадия Домашева, который высказал свое видение структуры ИТ в холдинговых компаниях. Из принципов построения и развития информационных технологий он выделил централизованное управление, уход от универсальности подразделений путем специализации и разделения их функций и использование объективных регуляторов качества ИТ, а в качестве метрик ИТ-сервисов предложил использовать как стоимостные (количество пользователей, потребляемый трафик), так и качественные показатели — допустимое время простоя, время реакции на запрос о поддержке.
Бурные дискуссии возникли вокруг вопроса о месте ИТ в структуре предприятия. Мнения участников съезда разделились примерно поровну — одни считали, что ИТ-подразделение должно быть «сердцем организации», другие полностью отрицали его равноправие с основными бизнес-подразделениями и оставляли за ним лишь функции по их поддержке. Безусловно, предприятия решают разные задачи, поэтому универсального ответа на вопрос «кто главнее?» быть не может. Скорее всего, ИТ не должны брать на себя функции управления. Тем не менее повышая эффективность управления, ИТ-отделы тоже приносят компании прибыль, пусть и косвенную, но значительную, являясь к тому же катализатором развития менеджмента всего предприятия. Их роль занижать не стоит.
«Для успеха взаимоотношений внутри компании должно быть одинаковое понимание роли информационных технологий со стороны ИТ-департамента и руководства», — уверен начальник управления ИТ корпорации «Интерпайп» Виктор Рогальский. По его словам, ИТ-проекты редко проваливаются из-за нехватки денег. Гораздо чаще причиной является их чрезвычайно длительный срок при полном отсутствии результатов.
Съезд завершился принятием решения о создании сообщества ИТ-директоров Украины. Необходимость создания подобного сообщества обсуждалась давно. Среди его предполагаемых задач — обмен информацией, снижение рисков в профессиональной деятельности, а также разработка стандартов.