Что препятствует внедрению систем BSC в государственных учреждениях?
Главным недостатком основанного на BSC подхода является отсутствие очевидного эффекта от внедрения. Именно поэтому необходимы «быстрые» проекты по внедрению BSC |
Главной темой второго заседания круглого стола, посвящен?ного административной реформе и роли ИТ в системе государственного управления, стала проблема внедрения системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC) в госорганах. Во многих учреждениях разработана система показателей деятельности, но в подавляющем большинстве случаев она не является сбалансированной, заявил Анатолий Костров, заместитель начальника управления Государственной службы Минэкономразвития России. Кроме того, показатели никак не увязаны с принятием решения, они не включены в организацию управления. На данный момент это не более чем предмет статистики. Как отметил Костров, эксперимент, прове?денный в пяти регионах России по использованию BSC в деятельности государственных органов, дал «очень интересные результаты».
Основным из подводных камней в использовании BSC является негативный эффект от того, что отдельные показатели могут получить завышенный приоритет в ущерб общей деятельности. Единственная возможность избежать этого, по мнению Кострова, — построение системы показателей «сверху».
«Начинать внедрение BSC в государственном управлении нужно с легкоуправляемых и ?быстрых? проектов, могущих дать реальные результаты за очень короткое время», — уверен партнер компании «МАГ Консалтинг» Андрей Гершун. BSC — не просто набор показателей, а система, ориентированная на достижение основных целей организации. Поэтому для введения BSC необходимо как минимум определить стратегические цели.
На сегодняшний день имеется достаточно большое число внедрений BSC в российских компаниях, но перенести их опыт на государственные учреждения непросто. Системы сбалансированных показателей в госсекторе и в сфере бизнеса существенно различаются. Для общего успеха внедрения BSC необходимо провести пусть небольшой, но полностью успешный проект.
«Главным недостатком основанного на BSC подхода является отсутствие очевидного эффекта от внедрения», — считает Андрей Клименко, директор Института проблем государственного и муниципального управления ВШЭ. Именно поэтому необходимы «быстрые» проекты по внедрению BSC. Среди других проблем применения BSC в гос?секторе Клименко выделил наличие значительных внешних факторов, что усложняет процесс выбора показателей, сложность «балансировки» показателей, невозможность однозначного определения показателей для верхнего уровня управления. Кроме того, стоимость и продолжительность работ по внедрению могут оказаться несопоставимыми с результатами.
«BSC не может существовать отдельно. Она должна быть привязана либо к оперативной системе, либо к системам планирования и бюджетирования», — отметил ведущий консультант компании Carana Алексей Молвинский.