Жесткий и не очень приятный для ИТ-консультантов, он как воздух был нужен клиентам ERP-систем
Второй ERP-форум, прошедший в Москве в конце февраля, собрал около 270 ИТ-руководителей и бизнес-менеджеров 124 предприятий. «Форум — место, где люди, ставшие ?жертвами? ERP-систем, могли бы встретиться и обсудить свои проблемы», — поясняет Нина Новикова, директор практики SAP компании Tops BI, соорганизатора форума.
Лейтмотивом нынешнего форума должны были стать вопросы эффективности внедрения ERP-систем. Тем не менее выступившие эксперты предпочитали рассказывать о том, что им ближе. Впрочем, общий уровень мероприятия от этого не пострадал, напротив: судя по живой реакции аудитории, вопросы развертывания информационных систем и организации внедренческих проектов, которые затрагивали докладчики, по-прежнему волнуют очень многих.
Об эффекте, полученном от внедрения ERP-систем, говорили многие, делая при этом оговорку, что далеко не всегда можно точно провести грань между эффектом, полученным от собственно развертывания ERP, и результатами, достигнутыми за счет изменения бизнес-процессов, усовершенствования учетной политики и практики принятия оперативных решений. Примечательно, что многие предприятия, представители которых выступили на форуме, начали внедрение ERP-систем с модулей логистики. По-видимому, это связано с ощутимым эффектом, получаемым в результате высвобождения оборотного капитала и снижения издержек при закупке и внутреннем движении сырья, материалов и комплектующих. Этот эффект нередко соизмерим с затратами на реализацию всего ERP-проекта.
Так, по словам Владимира Игнатенко, начальника отдела внедрения и эксплуатации системы Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО), более 50% материалов, списанных с центрального склада материалов, раньше оседало в цеховых кладовых. Изменение практики списания материалов в производство и автоматизация этого процесса (в КНААПО внедряется Baan) позволили значительно сократить расходы на закупку материалов. На Чепецком механическом заводе за год удалось снизить запасы материалов на 13% (об этом сообщил Сергей Перминов, заместитель начальника службы ИТ), кроме того, за два года уменьшен цикл оборачиваемости закупаемого оборудования.
Кстати, интересен опыт Чепецкого механического завода, где развернуто девять модулей бизнес-приложений SAP. Там при внедрении очередного функционального блока ERP разрабатывают не только техническое задание, но и технико-экономическое обоснование. По окончании внедрения производится уточнение расчета экономической эффективности.
Андрей Рыжов, директор по развитию Череповецкого сталепрокатного завода, руководитель проекта по внедрению системы Baan, особо обратил внимание на практику выбора системы. По его мнению, краеугольным камнем при выборе системы должны стать стратегические цели предприятия, которые планируется достичь в ходе внедрения. Отталкиваясь от этого, нужно оценить необходимость использования новой технологии с точки зрения перспектив получения конкурентных преимуществ. Если технологическая новация и в самом деле полезна, следует определить условия, при которых станет возможно изменение ключевых бизнес-процессов, которые призвана поддержать новая технология. Рыжов предлагает коллегам сначала добиться от руководства четкого определения стратегических целей предприятия, затем выстроить систему сбалансированных показателей. На следующем этапе необходимо выбрать соответствующие методологию и ИТ-инструментарий, после чего сформулировать оптимальную систему мотивации персонала и лишь потом приступать к изменению бизнес-процессов.
Рыжов подчеркивает, что эти мероприятия следует проводить в виде постоянно повторяющегося цикла. Звеньями, которые его замыкают, должны стать мониторинг достижения показателей и целей, анализ деятельности предприятия и ситуации на рынке, а также выработка новых управленческих решений и (возможно) выбор новых стратегических целей.
Александр Тимошенко, руководитель программы ИФД «Капиталъ», работавший в проектных командах по внедрению ERP-систем в нескольких крупных компаниях, обратил внимание на особенности налаживания отношений с консультантами. По его мнению, их уровень со временем становится все ниже. Около 30% консультантов мало знают особенности системы, которую внедряют, и изучают ее, тренируясь на «подопытных кроликах» — предприятиях—клиентах консалтинговых компаний. «Зачастую они не понимают ваш бизнес, они лишь могут говорить с вами на одном языке», — делится с коллегами своим горьким опытом Тимошенко. Согласно его наблюдениям, консультанты, как правило, всячески уклоняются от решения проблем интеграции системы, которую они внедряют, с другими и от выполнения требований технического задания, касающихся покрытия системой требуемых бизнес-функций.