HP и IBS рассказывают заказчикам о прогрессе в области адаптивного управления
Сергей Лобов: «Адаптивное управление синхронизирует бизнес и технологии» |
Накопление крупными рос?сийскими предприятиями и организациями «критической массы» компьютерного и коммуникационного оборудования приводит к тому, что вопросы управления этими ресурсами приобретают жизненно важное значение. Производители и системные интеграторы начинают продвигать концепции и методики эффективного использования информационных систем в условиях постоянно меняющихся требований внешней среды, зависящей от состояния экономики. Обсуждение этих вопросов стало темой конференции «Адаптивное управление», проведенной компаниями IBS и Hewlett-Packard.
Проблема адекватности
Эффективность ИТ тесно связана с адекватностью инвестиций в них. По мнению Сергея Лобова, директора департамента программных решений HP, оптимальную синхронизацию бизнеса и информационных технологий обеспечивает адаптивное управление. Это приводит к целесообразности пересмотра роли ИТ-подразделений в общей структуре предприятия.
Аналитики META Group полагают, что около 75% ИТ-департаментов являются поставщиками технологической инфраструктуры, в то время как в современных условиях они должны стать поставщиками услуг, необходимых для развития бизнеса предприятия. По версии HP, подобная «смена имиджа» может быть достигнута за счет внедрения адаптивного управления с использованием программного инструментария OpenView.
Важными свойствами адаптивного управления являются виртуализация ресурсов, обеспечивающая возможность их динамического перераспределения, способность реагировать на быстрое изменение окружающей среды и рост «обслуживаемых» ресурсов.
Желаемое и действительное
Ведущий эксперт IBS Андрей Мищенко заявил, что на большинстве отечественных предприятий уровень средств управления и мониторинга заметно уступает развитию информационной инфраструктуры, и заверил, что в проектах, реализуемых с участием IBS, подобных «перекосов» стараются не допускать.
Один из таких проектов — создание интегрированной системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами Банка России, насчитывающего 80 региональных главных управлений и более 1200 расчетно-кассовых центров, объединенных одной телекоммуникационной сетью на основе OpenView. Управление инфраструктурой, учетом ресурсов и изменений осуществляется на базе программного обеспечения Remedy. Начальник отдела систем управления ЦБ Эльдар Абдрашитов характеризует созданную структуру как «отчасти адаптивную». По его словам, в настоящее время разрабатывается система мониторинга процессинговых приложений, без которой комплекс управления на базе OpenView не способен предоставлять целостную картину состояния работоспособности информационной инфраструктуры. Добавление подобных компонентов, по мнению Абдрашитова, все более наделяет интегрированную систему управления адаптивными функциями.
Интересен пример компании Мос?энерго, где в связи с реорганизацией на основе ИТ-службы формируется сервисная структура, в обязанности которой входит предоставление услуг вновь создаваемым организациям. В настоящее время здесь решается задача создания пула виртуальных вычислительных ресурсов для их оптимального распределения в соответствии с запросами внешних пользователей. В дальнейшем планируется внедрение адаптивного управления. Однако ввиду высокой ответственности принятия решений о распределении электроэнергии данная система, возможно, будет использоваться в режиме мониторинга для информирования операционного персонала.
Вопрос виртуализации и консолидации вычислительных ресурсов стоит очень остро для крупных географически распределенных организаций. Так, по словам Лобова, после слияния Hewlett-Packard и Compaq число расположенных в различных регионах мира центров обработки данных было сокращено с 14 до 4. Это позволило сэкономить до 6 млн. долл. только на аренде помещений.
Подобные вопросы решаются и в крупных российских компаниях, стремящихся уменьшить число разбросанных по всем регионам страны вычислительных центров, работающих в различных временных поясах.
Перспективы адаптивности
Аналитики Forrester Research рассматривают три этапа развития и внедрения адаптивных информационных инфраструктур. В 2002-2004 годах, по их мнению, ведущими игроками будут сформированы основные концепции. К таким концепциям, прежде всего, относятся: стратегии HP Adaptive Enterprise; стратегия предоставления вычислительных ресурсов по требованию IBM, известная под именем e-business On Demand; платформа N1 компании Sun Microsystems, виртуализирующая системные ресурсы. В период до 2005 года ожидается появление программных и аппаратных компонентов, поддерживающих адаптивные технологии, а после 2006 года, как прогнозируется, будут созданы полностью интегрированные консоли управления.