Учебные центры подводят итоги работы в 2003 году

На рынке ИТ-обучения сегодня наблюдаются и жесткая конкуренция, и превышение спроса над предложением. Под их давлением учебные центры наращивают материальную базу, расширяют ассортимент, партнерскую сеть и присутствие в регионах, укрепляют направления, на которые приходится пиковая нагрузка, а также стараются разгрузить классы и увеличить свою долю на рынке за счет дистанционного обучения. Что же принес прошедший год «ИТ-учителям»?

В полный рост

В стремлении догнать спрос едины учебные центры всех профилей и размеров. Объявленные темпы роста объема их услуг в 2003 году находятся в диапазоне 30-60%, при этом увеличение выручки нередко обгоняло рост числа слушателей, которые все чаще отдавали предпочтение более глубоким и, соответственно, продолжительным и дорогим курсам. Так, в «Академии АйТи» прошли обучение 7,2 тыс. человек, на 25% больше, чем в предыдущем, а оборот вырос на 35%. В учебном центре «Информзащита», выпустившем 1602 специалиста, по сравнению с 2002 годом оборот увеличился более чем на 60%.

В учебном центре корпорации «Галактика» было заказано около 4 тыс. человеко-курсов, а число слушателей увеличилось на 60%, в учебно-консалтинговом центре «Интерфейс» объем услуг вырос на 30%, в «Форсе» — на 15%. Сейчас «Форс» готовится к авторизации в Microsoft, технологии которой остаются самым популярным направлением обучения, и в ближайшем будущем, видимо, догонит среднерыночные темпы.

Значительно выше среднего был рост клиентской базы у «Академии MBS», где специалисты партнерских фирм начали учиться лишь с 2002 года, по этой причине здесь количество прошедших обучение возросло более чем в 5 раз. В «Микроинформе» примерно такие же темпы роста обеспечил крупный заказ Министерства по налогам и сборам РФ, занимающий львиную долю в годовом объеме услуг центра, составившем 22 тыс. человеко-курсов.

События года

«Основным достижением нашей компании в 2003 году было, безусловно, выполнение самого крупного корпоративного проекта», — сообщил генеральный директор «Микроинформа» Борис Фридман. Масштаб его действительно впечатляет: прошли обучение 19 тыс. сотрудников МНС в 30 регионах страны.

Ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов среди множества предприятий, для которых были реализованы наиболее заметные проекты года, назвал КРАЗ, ЛУКОЙЛ, Пермскую ГРЭС, «Центр по геоинформационному обеспечению Вооруженных сил Республики Казахстан», Кубань-GSM, Сбербанк Татарстана и Кольскую горно-металлургическую компанию. Кроме того, в 2003 году под маркой «Академии АйТи» объединились учебный и издательский бизнес, что позволит привлекать преподавателей к подготовке книг и использовать региональную сеть академии для их распространения.

Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ в этом году опробовал себя в качестве издателя учебно-методической литературы, выпустив фирменное учебное пособие «Электронные таблицы Microsoft Excel 2002» для комплекта материалов по курсу базовой компьютерной подготовки. Директор центра Дмитрий Гудзенко считает издание пособий для авторских курсов одной из приоритетных задач 2004 года, решение которой позволит повысить эффективность обучения. В числе крупных корпоративных проектов «Специалиста» — выполнение контракта со страховой компанией РОСНО: центр провел тестирование персонала, на основании результатов которого были выработаны рекомендации для каждого сотрудника и организовано обучение более 80 пользователей MS Office.

Для учебного центра «Галактики» одним из самых значимых событий года стало признание внешним миром продукта «Тестирование-Квалификация»: заказ от Минэкономики на его доработку и внедрение в министерстве.

Рост ассортимента

Наплыв слушателей и их растущие запросы вызвали необходимость увеличения учебных площадей и их «ассортимента». Так, «Специалист» переехал в новый офис и добавил к своим 45 учебным классам 20 новых аудиторий. Набор из более чем 300 учебных программ дополнили авторские курсы по допечатной подготовке макетов изданий, работе в «Компас-График», трехмерному моделированию в Maya 5.0, а также программа подготовки разработчиков Borland Delphi 7.0. Первыми выпускниками курсов по MS Office System 2003 стали не только партнеры, но и сотрудники корпорации Microsoft, сдали экзамены первые сертифицированные администраторы Windows Server 2003, а с 2004 года центр намерен регулярно проводить авторизованные курсы и сертификацию по ASPLinux.

В портфеле «Академии АйТи», насчитывающем около 270 курсов, появились сертификационные курсы, предназначенные для подготовки к сдаче экзаменов по продуктам Cisco Systems, и курсы по управлению лицензиями на программное обеспечение Microsoft. Наиболее весомую долю в продажах по-прежнему занимают курсы по технологиям Microsoft, Oracle и Sun Microsystems; активно росли продажи курсов по управлению проектами и технологиям IBM Rational Software.

Хит — информационная безопасность

Наибольшей популярностью во многих учебных центрах в прошедшем году пользовалось направление информационной безопасности, а количество желающих пройти обучение в специализированном центре «Информзащита» на сегодняшний день даже превышает его возможности. В числе новинок центра — «Повышение защищенности систем на основе MS Windows 2003 Server» для сотрудников организаций, участвующих в программе Microsoft Certified Partner, и курс обучения работе с новой версией программного обеспечения британской компании Clearswift MIMEsweeper for Web «Система анализа содержимого HTTP-трафика WEBsweeper».

«Академия АйТи» разработала новые курсы по информационной безопасности совместно с Академией ФСБ РФ, теперь ее слушатели могут получить сертификацию Академии ФСБ как специалисты по безопасности вычислительных систем и сетей двух профилей «Офицер службы безопасности» и «Администратор безопасности сети».

Перечень курсов Redcenter пополнился актуальнейшим «Аудитом информационных систем», уже стоит в расписании редкий курс «CSIDS Система обнаружения атак Cisco».

География

На региональных рынках учебные центры, как правило, закрепляются с помощью партнеров. Исключение составляет «Академия АйТи», за год открывшая филиалы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре и Киеве, итого у нее теперь 19 региональных представительств.

Развитие партнерской сети заставило Redcenter позаботиться о дополнительном персональном и телекоммуникационном оборудовании в удаленных центрах. По словам руководителя отдела перспективного развития тренинга Redcenter Владимира Берлизова, региональная политика занимает одну из приоритетных позиций в планах развития компании.

Расширяет географический охват и «Галактика», подготовив сертифицированных преподавателей для будущих авторизованных учебных центров в Архангельске, Тюмени, Екатеринбурге, Ангарске, Иркутске и Красноярске.

«Академия MBS» раскинула образовательную сеть Microsoft Business Solutions в 23 регионах России и СНГ, где ее интересы теперь представляют более 20 компаний. Авторизованные курсы по Axapta и Navision появились в расписании «Специалиста», «Академии АйТи», где по росту интереса к ним уже стали лидировать среди новых направлений обучения.

Жить по-новому

Быстрый рост потребовал от учебных центров интенсивного освоения новых подходов к управлению и технологиям работы с клиентами. В «Академии АйТи» внедрялись автоматизированные системы управления классами и преподавательским составом, а вскоре ожидается старт проектов внедрения систем управления взаимоотношениями с клиентами и управления логистическими цепочками. Но, по мнению Морозова, ключевая работа академии в 2003 году заключалась в разработке подходов и технологий, направленных на предоставление крупным корпоративным заказчикам комплексных услуг в области управления ИТ и управления персоналом. Итогом этой работы стала методология Integrated Learning Solution.

«В учебном центре ?Галактики? увеличение числа корпоративных клиентов с высоким уровнем запросов, более сложными бизнес-процессами и структурой потребовало в начале 2003 года привлечения практически всех ресурсов центра, оголив другие направления работы», — отметила руководитель центра Татьяна Подмазова. Но напряженные условия способствовали выработке более эффективной технологии взаимодействия с клиентом, объединяющей несколько самостоятельных этапов работы (часть обследования, обучения и внедрения) в один.