Вице-президент Oki Europe о ситуации на рынке принтеров, некоторых результатах работы компании в прошедшем календарном году и ее ближайших планах
Терри Лейдло: «Усилия Oki направлены на повышение быстродействия цветной печати и уменьшение стоимости копии» |
Oki Data осуществляет свою деятельность в рамках «скользящего» плана. Ежегодно руководство компании оценивает перспективу на ближайшие три года и определяет на этот период стратегические задачи, а затем детальнее планирует работу на очередной финансовый год (у японских компаний он традиционно исчисляется с 1 апреля).
В конце прошедшего года европейская штаб-квартира Oki Data занималась разработкой очередного трехлетнего плана развития принтерного бизнеса, который стал основой для выработки соответствующих планов на локальном уровне, в том числе и в России. Чтобы ознакомиться с этими планами, региональный вице-президент Oki Europe Терри Лейдло совершил ряд поездок по странам Восточного региона. В середине января он побывал и в Москве.
О ситуации на рынке принтеров, некоторых результатах работы компании в прошедшем календарном году и ее ближайших планах Терри Лейдло рассказал в беседе с редактором еженедельника Computerworld Россия Игорем Кондратьевым.
Обострилась ли конкуренция на рынке печатающих устройств?
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Так, в области матричной печати конкуренция за последние годы стала менее ожесточенной. В этом сегменте осталось фактически два поставщика — Oki и Epson, причем в зависимости от региона лидерство принадлежит то одной, то другой компании.
В Западной Европе рынок монохромной лазерной печати сокращается (хотя объем его по-прежнему очень велик), а число игроков увеличилось, потому и обострилась конкуренция. На восточноевропейском рынке (его совокупный объем, по последним данным IDC, составляет половину западноевропейского рынка), в том числе и в России, монохромные принтеры все еще преобладают.
Конечно, теперь поставщики монохромных лазерных принтеров пытаются — иногда с большими усилиями — выйти и на рынок цветной печати. В Европе этот рынок развивается наиболее быстрыми темпами, причем в Западной Европе с большим динамизмом, чем в Восточной. Тем не менее доли Oki и на российском, и западноевропейском рынках цветной печати примерно одинаковы.
В целом рынок цветной печати отличается тем, что на нем фактически нет лидера. Ведущее положение принтеров Hewlett-Packard на этом рынке объясняется скорее популярностью торговой марки, а не каким-то особым технологическим превосходством. Кроме того, хотя разрыв между первым и вторым местом сохраняется, разницы между второй, третьей и четвертой позицией практически нет.
Рынок цветной печати открыт для борьбы, и в стратегическом плане Oki рассчитывает занять на нем по меньшей мере второе место.
Какое событие прошедшего календарного года вы считаете наиболее важным для вашей компании?
Наиболее значительным событием для Oki стало расширение модельного ряда цветных светодиодных принтеров. У нас уже были устройства формата A3 и A4, предназначенные для больших и средних рабочих групп. С выпуском принтеров серии С5000 у Oki появилось предложение в сегменте настольных аппаратов, рассчитанных на малые рабочие группы. Устройства этой серии относятся к числу наиболее производительных в данной категории принтеров.
Цветные принтеры — наиболее важный компонент формирования оборота Oki на европейском рынке. Мы упрочили свои позиции в сегменте цветной офисной печати и теперь играем в нем одну из ведущих ролей. В сегменте черно-белой печати мы также достигли заметных успехов, особенно по части проникновения в корпоративный сегмент рынка.
Может ли изменить расстановку сил на принтерном рынке недавнее слияние компаний Konica и Minolta и состоявшееся ранее объединение Kyocera и Mita?
В последние годы мы наблюдаем сближение традиционных процессов офисной автоматизации с информационными технологиями. По моему мнению, для ряда поставщиков офисного оборудования переход к цифровым технологиям оказался весьма трудным из-за необходимости изменения структуры сбыта и затрат, которые несет компания. При этом слияние с компаниями аналогичного профиля рассматривается как средство ускорения перехода к полностью цифровой продукции. Думаю, традиционные поставщики офисного оборудования пока не смогут составить серьезную конкуренцию производителям принтеров.
На рынке можно наблюдать два основных типа отношений между компаниями: объединение (или полное поглощение) и стратегический союз (в форме OEM-соглашения). Второй тип отношений призван обеспечить компании необходимый ассортимент продукции в условиях ограниченных производственных ресурсов. Формируя собственную линейку продуктов, в Oki практикуют именно этот тип отношений.
Как повлияло на ситуацию на рынке цветной печати появление у ведущих производителей однопроходных лазерных принтеров?
Напомню, что именно Oki стала первой компанией, выпустившей на рынок однопроходный цветной принтер. Наши успехи стимулировали усилия других компаний-производителей, благодаря чему у пользователей появились дополнительные альтернативы и рынок расширился. Таким образом, в конечном итоге выиграли все.
В нынешнем году Oki продолжит выпуск новых однопроходных принтеров, которые в очередной раз поднимут планку производительности цветной печати. Однако сейчас я не могу обсуждать параметры этой продукции.
Какова должна быть цена цветных принтеров для того, чтобы объем их продаж начал существенно расти?
Ответ на этот вопрос постоянно меняется. Пару лет назад мы провели исследования среди корпоративных клиентов в Западной Европе, чтобы определить своего рода «порог чувствительности», то есть то значение цены, при котором корпоративный заказчик готов перейти от монохромной печати к цветной. В то время этот порог составил примерно 1200 евро.
Сегодня цветные принтеры уже вошли в ценовую область 600-700 долл. Такой уровень цен способен заинтересовать компании хотя бы попробовать возможности цветной печати. Убежден, что, как только они это сделают, они сразу же пристрастятся к цветной печати. Отмечу еще одну явную тенденцию: грань перехода с монохромной печати на цветную на локальном рынке напрямую зависит от ВВП: чем меньше этот показатель, тем ниже «порог чувствительности».
Каково соотношение объемов сбыта цветных принтеров Oki форматов A4 и A3?
В целом по Европе соотношение объемов продаж принтеров форматов A4 и A3 составляет 90:10, хотя в конкретных странах эта пропорция может отличаться.
Планирует ли компания выпуск устройств большего формата?
Пока таких планов нет. Принтеры формата A2 являются, по существу, нишевым продуктом, а стратегия Oki предусматривает работу на массовом рынке офисной печати. В этой области мы предлагаем пользователям широкий спектр возможностей: печать формата A4 и A3+, одностороннюю и дуплексную, печать баннеров. В рамках совершенствования цветных устройств наши усилия направлены на повышение скорости печати и уменьшение стоимости копии, а не на выход в такие сегменты, как инженерное конструирование или графический дизайн.
Какой продукции, по мнению заказчиков, пока не хватает в модельном ряду принтеров Oki?
Многие хотели бы увидеть у нас гораздо больший ассортимент продукции в сегменте начального уровня. Нас часто спрашивают: «Почему у Oki нет принтера более дешевого, чем устройства Samsung?» Или: «Почему Oki не выпустит такой же матричный принтер, как у Epson, но только дешевле?» На это мы обычно отвечаем, что Oki фокусируется на обслуживании потребностей корпоративного бизнеса, где во главу угла ставится эффективность решения поставленных задач.
Можно ли уже сейчас оценить эффективность использования голограмм для защиты расходных материалов от подделок?
К сожалению, это вряд ли возможно. Могу только сказать, что совместными усилиями наших представителей и органов правопорядка в нескольких странах удалось конфисковать сотни тысяч поддельных красящих лент для матричных принтеров, и в настоящее время идет целый ряд судебных процессов.
Замечу, что использование голограмм — важный аспект в деле защиты репутации компании и самый простой для нас способ доказать в суде, что кто-то подделывает продукцию Oki. Правда, те, кто занимается подделкой расходных материалов, одновременно фальсифицируют и голограммы. Поэтому наряду с разработкой продукции мы должны постоянно совершенствовать и сами голограммы, затрудняя возможности их воспроизведения производителями фальшивок. Сейчас мы уже используем, наверное, четвертое поколение защитных голограмм. И хотя применение голограмм требует от компании дополнительных расходов, они не переносятся на конечного потребителя.