Российские разработчики программного обеспечения организовали съезд ИТ-директоров отечественных предприятий
Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что на ИТ-директоров возложена нелегкая миссия выведения отечественных промышленных предприятий на мировой уровень управления. Ведь именно они являются связующим звеном между руководством предприятия и внешними специалистами, работающими в сфере информационных технологий.
Сергей Македонский: «Прибегать к услугам сторонних компаний российского заказчика заставляет не столько стремление повысить эффективность своего бизнеса, сколько нехватка квалифицированных ИТ-специалистов» |
Взаимоотношения директора ИТ-службы с разработчиками специализированного программного обеспечения не всегда складываются просто. Чтобы определить имеющиеся в этой сфере проблемы, санкт-петербургский консорциум разработчиков информационных технологий «Форт-Росс» при поддержке «Руссофт» и АПКИТ провел в середине декабря конференцию «Российский рынок ИТ-аутсорсинга». Большинство обсуждаемых на съезде вопросов было связано с разработкой программного обеспечения в России на заказ.
Аутсорсинг как таковой
Термин outsourcing означает привлечение к выполнению контрактной работы сторонних исполнителей. Как правило, пользователь услуги заключает договор с внешней компанией сроком на 5-7 лет, а то и более. Поставщик услуги гарантирует на протяжении всего этого времени исполнение предусмотренных заранее действий, как правило нацеленных на повышение эффективности бизнеса заказчика. Если говорить об ИТ-аутсорсинге, то под этим обычно понимается обеспечение бесперебойной эксплуатации информационной системы заказчика.
По словам аналитика IDC Дмитрия Кожевникова, аутсорсинг в нашей стране существует уже около 10 лет и составляет около 15% всех ИТ-услуг, оказываемых в России.
Сергей Македонский (Market Visio/Gartner) отметил ряд существенных особенностей аутсорсинга в нашей стране. Так, прибегать к услугам сторонних компаний российского заказчика заставляет не столько стремление повысить эффективность своего бизнеса, сколько нехватка квалифицированных ИТ-специалистов. Особенно это касается регионов. Кроме того, если на Западе идет борьба за повышение эффективности бизнеса на доли процента и ИТ-аутсорсинг помогает этого достичь, то в России менеджеров предприятий волнуют вопросы передела собственности и захвата новых рынков. Поэтому аутсорсинг у нас распространен еще очень слабо.
Контракт
Но как бы то ни было, услуга существует, на рынке имеется предложение, стимулируемое, пусть и невысоким, спросом. В этой связи участники мероприятия обсудили ряд вопросов, касающихся взаимоотношений заказчика и поставщика услуги.
Прежде всего, контракт на аутсорсинг стоит рассматривать как любой другой инвестиционный контракт. В силу этого перед его заключением необходим подсчет экономических преимуществ, оценка рисков в денежном выражении, постановка задач перед обеими сторонами. Как отметила Юлия Ватутина (представительство Gillette), западные корпорации, как правило, готовят контракты на высоком профессиональном уровне. Однако такой контракт в итоге представляет собой сложный, многостраничный документ, исполнение которого становится весьма затруднительным. Да и на его подготовку уходит так много времени, что он устаревает еще до подписания, потому что происходят изменения в законодательстве, меняется бизнес заказчика и так далее.
Риски
Главное для заказчика — это постараться не связать свою судьбу с недобросовестным исполнителем. Минимизировать этот риск можно, узнав, какую репутацию на рынке имеет тот или иной «аутсорсер». Некоторой гарантией получения качественной услуги служит размер компании, ее предоставляющей. Лучше, если оборот «аутсорсера» превосходит оборот компании-заказчика. «Правда, в любом случае, — считает Македонский, — отдавать на аутсорсинг жизненно важные процессы в России пока преждевременно». Хотя следует отметить, что риск потери информации при пользовании аутсорсингом значительно ниже, чем при многих других обстоятельствах.
Опасаясь заказывать разработку у сторонней компании, предприятия стремятся обойтись силами собственного ИТ-подразделения. Однако это не уменьшает, а, наоборот, увеличивает риски, потому что сторонняя фирма в любом случае по контракту несет перед заказчиком определенные обязательства по выполнению заказа.
Страхование рисков в России практически не применяется, поскольку сумма страховки обычно превышает сумму стоимости контракта и заказчик предпочитает потерять деньги за контракт.
Проблемы
Проблемы, возникающие при использовании аутсорсинга, вполне типичны. Уровень зрелости российских предприятий еще не столь высок, и, по мнению Македонского, практически ни на одном из них не решены вопросы структурирования бизнеса. Существует и проблема взаимопонимания между руководством предприятия и ИТ-директором. Как правило, контакт между ними практически полностью отсутствует, поэтому развитие информационной инфраструктуры предприятия производится с большим трудом. Руководство предприятия зачастую не желает слышать не только своего ИТ-директора, но и сторонних консультантов, к услугам которых оно само и прибегает.
Тем не менее аутсорсинг как явление в России существует, хотя и находится в самом начале своего развития. По словам Македонского, сначала должна пройти волна недовольства услугой, после чего аутсорсинг вступит в фазу нормального развития. В ИТ-бюджетах предприятий наблюдается насыщение в части выделения средств на закупку программно-аппаратного обеспечения. Доля бюджета, выделяемая на аутсорсинг, стабильно растет. Постепенно приходит понимание, что использование аутсорсинга — черта правильного построения бизнеса, что это обычный инструмент, применение которого не является чем-то исключительным.