ИТ-инновации, внедряемые в интересах клиентов, повлекут за собой целый ряд перемен
Вот уже более трех лет прошло с тех пор, как угас ажиотаж вокруг Internet-компаний. Но аналитиков по-прежнему донимают вопросами: «Окупаются ли затраты на информационные технологии, и если да, то в какие сроки?»
Последняя книга Дэвида Мошеллы называется Customer-Driven IT: How Users Are Shaping Technology Industry Growth («ИТ в интересах клиента»). Электронную почту автору можно направлять по адресу dmoschella@earthlink.net |
Я отношу себя к числу оптимистов. Основными движущими силами развития ИТ-отрасли всегда были четыре фактора: уровень ИТ-активов, экономический климат в целом, доверие клиентов и прогресс в области ИТ. Хотя сегодня положение дел в каждом из этих направлений, безусловно, далеко от идеала, его все же можно охарактеризовать как внушающее оптимизм. Это сулит нам неплохой 2004-й и ударные 2005 и 2006 годы. Свидетельством тому являются следующие факты.
- Уровень ИТ-активов. В эпоху расцвета Internet-компаний многие организации слишком много инвестировали в ИТ. Поэтому неудивительно, что через несколько лет большая часть этих вложений "сгорела". Однако в отдельных областях, к которым в первую очередь относятся системы хранения данных, телекоммуникационное оборудование, ПК и ПО, большая часть избыточных мощностей все же оказалась востребована, и сейчас уже формируется отложенный спрос на эти продукты. Не будем забывать, что последнее серьезное снижение затрат на ИТ продолжалось почти пять лет, с 1986-го по 1991 год.
- Экономические циклы. Инвестиции в ИТ составляют сегодня едва ли не половину общего объема капиталовложений в американскую экономику, и рост этих затрат возможен лишь при условии благоприятной экономической ситуации. Похоже, уже сейчас мы становимся свидетелями экономического возрождения США. Чтобы там ни говорили о долгосрочных перспективах экономической политики администрации Буша-младшего, предусматривающей снижение налогов и повлекшей за собой огромный рост дефицита бюджета и стремительное падение доллара, в ближайшем будущем все эти факторы станут мощным импульсом, способствующим обновлению бизнеса и укреплению доверия со стороны потребителей. С другой стороны, любая новая серьезная атака террористов, направленная против США, или любое ухудшение ситуации в Ираке легко могут привести к тому, что все это очень быстро закончится.
- Доверие клиентов к ИТ-решениям. Авторы прогнозов привыкли основываться на фактических данных, однако гораздо более серьезную роль может сыграть фактор психологический. Насколько сильна вера клиентов в потенциал ИТ? Во времена спадов все говорят лишь о скорейшей окупаемости и возврате вложенных денег, однако для большинства проектов в области информационных технологий точные сведения подобного рода получить невозможно. Отсюда вывод: во главу угла должны ставиться доверие и лояльность клиентов.
- Прогресс в области ИТ. Исторически сложилось так, что появление новых технологий всегда влекло за собой очередной рывок вперед всей ИТ-отрасли. Вспомните о распространении ПК, локальных сетей, Internet и многого другого. Впрочем, вряд ли следует ожидать, что грядущее возрождение будет связано с технологиями распределенных вычислений, ультратонкими серверами и другими новшествами, которые сейчас пропагандируются производителями. Напротив, определять стратегию инновационного развития в первую очередь будут клиенты. К несомненным поводам для оптимизма я отношу оживление рынка Internet-рекламы, растущий интерес к технологии RFID, успехи некоторых электронных магазинов. С другой стороны, запаздывает внедрение многих важных новшеств, которые могли бы пользоваться высоким потребительским спросом.
Я не сомневаюсь, что инновации, внедряемые в интересах клиентов, повлекут за собой целый ряд довольно серьезных перемен. Новые виды ИТ-затрат могут оказаться вне рамок традиционных ИТ-бюджетов. Вот почему авторы многих «обзоров инвестиций в ИТ» недооценивают масштабы предстоящего возрождения. Иными словами, перспективы увеличения затрат на ИТ в целом и роста бюджета корпоративных информационных служб все сильнее отличаются друг от друга.