На пути к комплексной автоматизации операторов
Тема биллинга является настолько популярной, что организатор выставки Billing. IT Telecom, компания «Экспосистемс», решила в 2003 году разделить ее на два мероприятия — обсуждение собственно биллинга как учетных систем было вынесено в отдельную конференцию под названием Prepaid-2003, о которой Computerworld уже писал (см. Computerworld Россия № 39 за 2003 год). Сама же выставка Billing. IT Telecom ?03 была в основном посвящена применению биллинга в информационных системах телекоммуникационных компаний.
Эволюция биллинга
И хотя на выставке в основном присутствовали производители биллинговых систем, на конференции можно было услышать доклады и по информационной безопасности, и по системам поддержки оперативной деятельности и бизнеса (OSS/BSS), и по предбиллингу, и по многим другим аспектам деятельности провайдеров, которые тесно переплетены с биллингом.
Биллинговые системы претерпели за годы своего развития определенные изменения. На первом этапе их развития требования к биллинговым системам предъявляли в основном технические службы. Эти требования сводились к функционированию биллинга в информационной системе оператора. Когда все технические вопросы были сняты, свои пожелания стали высказывать бухгалтеры. Этот пласт требований связан с тонкостями финансового учета и взаимодействием оператора с государством, инвесторами, партнерами и другими участниками рынка. Сейчас же основную часть требований к биллингу формируют уже отделы маркетинга, для которых важно максимально оперативно менять схемы учета ресурсов и предоставленных услуг.
Собственно, акцент на маркетинговых требованиях говорит о том, что российские операторы работают в условиях жесткой конкуренции. В таком случае для них принципиально не только функциональное наполнение бизнеса, но и оптимизация использования ресурсов компании. Естественно, что базой для такой оптимизации может служить учетная биллинговая система, которая имеет тесные связи с другими приложениями оператора.
Место биллинга
Любой оператор имеет систему защиты, основная цель которой — предотвращение несанкционированного использования ресурсов оператора. Именно биллинговая система знает, какое использование ресурсов санкционировано, и большинство атак направлено на обман биллинговой системы, поскольку информация, хранящаяся в ней, является основной целью телефонных мошенничеств. Это требует эффективной совместной работы биллинговой системы с защитными механизмами операторов. Например, в состав биллинговой системы «Барсум Wi-Fi», разработанной компанией «Рексофт» специально для операторов публичного радиодоступа, входит межсетевой экран.
Важной статьей расходов оператора являются так называемые операционные затраты на поддержку работы оборудования и оперативное устранение неисправностей. Традиционно задачи контроля и управления оборудованием решает система OSS, однако в последнее время и в биллинговых системах начали появляться модули, отвечающие за контроль работоспособности оборудования. Естественно, возможности этих модулей не могут соперничать с полноценными системами OSS, но в каких-то случаях их оказывается достаточно.
Другим классом решений, которыми операторы, похоже, заинтересовались по тем же причинам, является интеграция различных биллинговых систем. Действительно, ассортимент телекоммуникационных услуг в последнее время увеличился, и операторам, чтобы быстро выйти на рынок с новой услугой, приходилось строить для нее отдельную специализированную биллинговую систему. В результате крупные операторы могут иметь несколько десятков биллинговых систем, каждая из которых обслуживает свою задачу или свой регион. И все было бы ничего, если бы клиенты не требовали полного комплекса услуг — технологии для этого есть, а вот быстро настроить взаимодействие между биллинговыми системами оказалось не так просто.
В целом же рынок биллинговых систем развивается в сторону консолидации приложений на единой платформе. Так на диаграммах разработчиков систем OSS/BSS можно часто увидеть модуль под названием «Биллинг», а у производителей биллинговых продуктов — OSS и BSS. Похоже, со временем эти три компонента сплавятся в единое и неразделимое целое — комплексную систему телекоммуникационного оператора, которая будет автоматизировать основную массу потребностей оператора.