Специалистов по технике Hewlett-Packard готовит лишь сама HP
Владимир Оверченко: «Больше всего доходов центру приносят сегодня курсы по ITSM и продуктам OpenView» |
Люди — ключевой элемент бизнеса, а образование — краеугольный камень ИТ-услуг, справедливо считают в Hewlett-Packard. Ответственный за эту сферу департамент входит в структуру сервисного подразделения HP, и обучение во всем мире проводится только в ее собственных учебных центрах. Право заниматься столь важным видом деятельности компания никому не доверяет, у нее нет сети авторизованных учебных центров, только сеть тренинг-партнеров. Оплачивая своим партнерам услуги по обучению заказчиков, Hewlett-Packard сохраняет как полный контроль над образовательным процессом, так и прямые контакты с клиентами.
Почти 10 лет назад, когда продажи Unix-систем в России достигли критической массы и посылать клиентов учиться за границу, а также приглашать оттуда преподавателей стало неприемлемо, открылся учебный центр HP в Москве, до сих пор единственный в СНГ и один из крупнейших в Восточной Европе. Все четыре класса УЦ укомплектованы современным оборудованием, в них установлены: 35 серверов и рабочих станций на процессорах PA-RISC и Alpha; более 30 персональных и мобильных компьютеров, а также серверы на базе Intel; лазерные принтеры, плоттеры, маршрутизаторы, концентраторы HP и Cisco Systems и т. д. и т. п. Всем этим богатством могут одновременно пользоваться до 60 слушателей. С момента образования центра в нем прошли подготовку 12 тыс. специалистов, в том числе Минобороны и Минфина, Налоговой полиции и Центрального Банка РФ, «Газпрома» и «Татнефти», ГАЗа и «Северстали», ОКБ Туполева и Центра управления полетами.
Обязательное обучение и сертификация специалистов 90 сервисных партнеров HP из 55 городов также проводится в Москве. В 2003 году через центр прошло около 2 тыс. слушателей, и до сих пор он справлялся с нагрузкой, однако вскоре планируется организовать обучение на базе одного из украинских партнеров в связи с резким ростом спроса в этом регионе.
В разные периоды в УЦ читались курсы по программному обеспечению Informix и Oracle, Novell и Microsoft, по оборудованию Cisco. Затем было решено сконцентрироваться на продуктах HP, так как сегодня достаточно легко найти партнеров, которые при необходимости составят для клиента комплексную программу обучения по сторонним решениям и сделают это качественно.
Сегодня в центре читается более 80 курсов: по продуктам HP и Compaq операционным системам Unix (HP-UX, Tru64 Unix и Linux) и OpenVMS; по поддержке и обслуживанию Intel-серверов HP, персональных компьютеров и принтеров; по технологиям цифрового офиса; по управлению высоконадежными системами; по Internet/intranet-технологиям; по управлению системами, сетями и сервисами ИТ на базе HP OpenView, с усложнением ИС и увеличением их распределенности (это направление вызывает все больший интерес заказчиков); по корпоративным системам управления и защиты данных. Системы хранения, и дисковые массивы в частности, являются сегодня одним из стратегических направлений для УЦ.
Курсы по новым решениям читают преподаватели из других стран, в текущем году было проведено три таких курса с участием консультантов из Франции, Турции и Германии по программным продуктам TeMIP и HP OpenView Internet Usage Manager, а также сетевому оборудованию HP ProCurve.
Как сообщил руководитель учебного центра HP Владимир Оверченко, больше всего доходов центру приносят сегодня курсы по ITSM и продуктам OpenView.
В 1999 году московский УЦ стал одним из первых центров HP в Европе, где начали читать курсы по ITIL, что, по словам Оверченко, привело к переосмыслению всей деятельности УЦ и повороту от продуктовых предложений к наведению мостов между информационно-технологическими и бизнес-подразделениями заказчика. Таким образом, от курсов, нацеленных на менеджеров по продажам и системных администраторов, HP добралась до приобщения к передовому опыту ИТ-директоров и руководителей бизнес-подразделений. С выходом на уровень лиц, принимающих решения, стала очевидной и прямая отдача от обучения — в виде покупки ПО сразу после прохождения курсов, проясняющих его роль для бизнеса клиента. Недавно несколько тренингов по ITIL прошли в Астане, Иркутске и Казани.
Следующая концепция, которая определит направление развития как самой корпорации, так и ее УЦ, тесно связана с ITSM и ITIL, носит модное ныне трехбуквенное наименование BRM (Business Relationship Management) и предусматривает управление эффективностью информационных технологий с точки зрения бизнеса. Кроме того, по мнению Оверченко, необходимо заняться дистанционным обучением, которое в России на регулярной основе корпорация пока не предлагает.