На что рассчитывают разработчики программ?ного обеспечения, предлагая контракты на поддержку устаревших продуктов?
Это сделала IBM. Это сделала Microsoft. Это сделали PeopleSoft, Siebel и Computer Associates. Так что никто не удивился, когда в начале ноября Хеннинг Кагерманн, глава корпорации SAP, заявил, что для пользователей, которые готовы платить, SAP будет предлагать поддержку своих продуктов даже после окончания стандартных контрактов на обслуживание. Во время своего выступления на конференции Gartner ITxpo в Каннах Кагерманн подчеркнул, что SAP предлагает стандартные контракты на поддержку в течение четырех или пяти лет, а затем пользователи могут продлить их еще на два года за дополнительную плату. «Даже по окончании этого срока мы предоставляем помощь и в том, что касается консультаций, и в том, что касается материалов, — отметил Кагерманн. — Никто из клиентов SAP не остается без поддержки».
Конечно, все это не бесплатно. Но после того, как будет внесена определенная сумма, все ведущие производители ПО вам помогут. Это совершенно естественно и об этом нет нужды говорить особо. Так почему же Кагерманну пришлось об этом говорить? Это не праздный вопрос. Таким образом Кагерманн отреагировал на различные публикации, обвиняющие SAP в том, что она прекратила поддержку своих продуктов, популярность которых сходит на нет. Такие обвинения Кагерманн назвал глупыми. Но если этим обвинениям не стоит верить, зачем было Кагерманну вообще обращаться к этой теме? И почему этим обвинениям кто-то должен верить?
Давайте вспомним объявление о статусе продукта R/2, опубликованное некоторое время назад на Web-сайте корпорации. «31 декабря 2004 года SAP прекращает поддержку R/2. Поэтому SAP рекомендует всем пользователям SAP R/2 переходить на другие решения». Позже, правда, это сообщение было заменено на призыв к модернизации используемой системы.
Разумно ли это? Конечно. R/2 существует уже более двух десятилетий. Большинство пользователей R/2 давно перешли на другие продукты. По данным SAP, сейчас с R/2 работает менее 250 клиентов. Безусловно, в интересах SAP как можно быстрее избавиться от этой системы, а в интересах большинства пользователей — модернизировать ее.
Но, судя по публикациям на Web-сайте корпорации, нельзя сказать, что у пользователей есть выбор, не так ли?
И SAP не одинока. Большинство крупных производителей ПО не горят желанием поддерживать свои старые и давно неактуальные программы. Если же вам это нужно, придется просить об этом особо. Фактически, выяснить, осуществляется ли такая поддержка, можно только проявив недюжинную инициативу и настойчивость. Производители не будут отрицать ее существование, но и кричать об этом на каждом углу тоже не будут.
Итог: многие пользователи даже не подозревают, что у них есть возможность получать консультации по продуктам, выпуск которых давно прекращен.
Но ведь иногда все же приходится что-то выяснять о программных продуктах, которые уже давно используются в вашей компании. Не потому, что сохранение устаревших продуктов максимально долго — это самоцель. А потому что подобные консультации помогут, например, принять более обоснованное решение — модернизировать старое, переходить на новое или оставить все как есть.
Действительно, вам известно, во сколько обойдется модернизация. И вы достаточно хорошо себе представляете, сколько будет стоить переход на продукт другого производителя. Вы можете тщательно сопоставить все сопутствующие затраты. И если последние несколько лет вам пришлось работать в условиях жесткого ограничения расходов на ИТ, скорее всего, в ближайшие несколько месяцев вы не раз будете прибегать к таким сопоставлениям.
А что, если ничего не делать? Сейчас, в период упадка, это вполне логично. Вполне можно обойтись без модернизации или перехода на другие решения. Подобные расходы просто исчезают из бюджетов до тех пор, пока руководители компаний об этом не побеспокоятся. Конечно, вы знаете, во что для вас это выльется. Но как решиться на траты, не имея четкого представления о перспективах?
Мой совет: поинтересуйтесь все же у производителя, сколько стоит дополнительный контракт на поддержку. Наверное, это будет стоить дорого, очень дорого, учитывая квалификацию специалистов, оказывающих такую поддержку. Вы можете сравнить эту цену с суммой, в которую, по вашему, обойдется подобная поддержка своими силами. После этого вы можете оценить, хватит ли у вас средств на необходимые изменения или лучше оставить все, как есть.