Компания до конца будущего года начнет с поставок 2,5-дюймовых дисков для наиболее массового сегмента портативных ПК, но по мере продвижения на соответствующий рынок она непременно расширит свой модельный ряд подобно тому, как он выглядит в сегменте дисков для настольных компьютеров
Мэттью Мэссенгил: «Наша главная задача — производить продукты по очень низкой себестоимости и в очень больших количествах» |
Мэттью Мэссенгил, вступивший в должность генерального директора Western Digital (WD) в 2000 году и избранный на пост председателя правления годом позже, возглавил компанию в нелегкий период. Но проведенные под его руководством кардинальные изменения в работе WD помогли восстановить прибыльность и конкурентоспособность компании, возвратив ее в число крупнейших поставщиков жестких дисков.
По словам Мэссенгила, к числу наиболее важных из предпринятых мер относится реструктуризация компании с целью снижения ее издержек. «У нас было слишком много производственных мощностей, раздутый персонал и в то же время недостаточный оборот», — заявил он, комментируя необходимость преобразований, в результате которых, в частности, были «упорядочены» производственные мощности и упразднены некоторые из высших руководящих должностей.
В рамках программы реструктуризации WD было ликвидировано направление SCSI-накопителей, а дочерние фирмы SANavigator и Connex, занимавшиеся разработкой программного обеспечения для SAN и аппаратных средств класса NAS, были проданы, соответственно, компаниям McData и Quantum (позже купленной Maxtor).
В настоящее время в распоряжении WD имеется два завода по производству жестких дисков (в Малайзии и Таиланде), а также пара предприятий, выпускающих отдельные компоненты дисковых накопителей, в том числе головки чтения/записи.
23 октября компания подвела итоги первого квартала 2004 финансового года, закончившегося в конце сентября. Объем сбыта продукции в штучном выражении за это время — в размере 11,3 млн. дисковых накопителей — вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем доход компании составил 714 млн. долл.
В целом, по мнению Мэссенгила, в настоящее время ситуация на глобальном рынке жестких дисков достаточно благоприятна для развития возглавляемой им компании. Благодаря консолидации бизнеса как на уровне поставщиков компонентов, так и на уровне производителей дисковых накопителей, у тех, и других доходы выросли (по сравнению с ситуацией двух- или трехгодичной давности) и теперь они имеют больше возможностей для инвестирования в развитие технологий и наращивание производственных мощностей.
Между горизонталью и вертикалью
Выпуская жесткие диски, компания WD традиционно практиковала горизонтальную модель бизнеса, являлась своеобразным «интегратором готовых технологий», которые закупала у других поставщиков. Однако после недавнего приобретения активов компании Read-Rite подход WD несколько изменился.
«Горизонтальная модель, безусловно, дает большую гибкость, но она работает хорошо лишь в том случае, если имеется достаточно поставщиков, у которых можно закупать необходимые комплектующие, — полагает Мэссенгил. — Однако когда ряды таких поставщиков начинают стремительно редеть, необходимо быстро брать контроль над ситуацией в свои руки, иначе можно просто исчезнуть с рынка».
Приобретение активов Read-Rite, с одной стороны, знаменует собой частичный отход WD от горизонтальной модели бизнеса.
Причем возможно дальнейшее продвижение WD в том же направлении: еще одна «реальная возможность» для большей вертикальной интеграции — выпуск пластин для ЖД. По словам гендиректора, руководство компании следит за ситуацией с их поставками и будет готово принять «адекватные меры» в случае, если возникнет угроза их дефицита.
С другой стороны, поглощение Re?ad-Rite неизбежно повлечет за собой увеличение инвестиций в НИОКР. Политика WD в этом вопросе заключается, во-первых, в соотнесении выделяемых на исследования и разработки средств с ростом доходов компании и, во-вторых, в инвестировании прежде всего быстро окупаемых проектов.
Структура сбыта
В настоящее время в глобальном масштабе от 53 до 55% поставок жестких дисков WD для ПК-рынка приходится на долю крупнейших OEM-производителей компьютеров (из первой десятки мирового рейтинга). При этом около 70% поставок составляют диски со скоростью вращения шпинделя 7200 и более оборотов в минуту.
В России — впрочем, так же, как в Китае или странах Южной Америки, — у компании нет прямых OEM-контрактов: все дисковые накопители в этих регионах поставляются через дистрибьюторскую сеть.
Помимо дисковых накопителей, предназначенных для установки внутри компьютера, компания поставляет внешние ЖД с подключением по шине USB 2.0 или FireWire (в дальнейшем, вероятнее всего, появится модель с интерфейсом Serial ATA) как под собственной торговой маркой, так и в рамках OEM-заказов (под торговыми марками соответствующих компаний). Правда, в WD пока не форсируют выпуск внешних дисков, поскольку, по мнению Мэссенгила, для некоторых регионов, включая Россию, они все же «сравнительно дороги».
Для потребительских устройств (игровых приставок, цифровых видеорекордеров) поставляется примерно 10% общего объема накопителей WD (в третьем квартале, например, из 11,3 млн. проданных дисковых накопителей 1,1 млн. изделий относились к сегменту потребительских устройств). Впрочем, такое же соотношение компьютерных и «некомпьютерных» дисков характерно и для рынка в целом.
По словам руководителя компании, рынок потребительских устройств еще очень мал в сравнении с рынком жестких дисков для ПК, хотя темпы его роста в несколько раз выше (50% против 6-10% в последующие три года).
Пора осваивать новый сегмент
В соответствии с планами руководства WD до конца будущего года компания собирается выйти на рынок 2,5-дюймовых дисковых накопителей. Для их выпуска будут задействованы, в частности, производственные мощности, доставшиеся от Read-Rite.
На первом этапе стратегия компании будет базироваться на сотрудничестве с основными мировыми производителями ноутбуков с прицелом «на выпуск в достаточных количествах той продукции, в которой они нуждаются в наибольшей степени».
Как обещает Мэссенгил, компания начнет с поставок 2,5-дюймовых дисков для наиболее массового сегмента портативных ПК, но по мере продвижения на соответствующий рынок она непременно расширит свой модельный ряд подобно тому, как он выглядит в сегменте дисков для настольных ПК.
В планы WD пока не входит выпуск более миниатюрных дисков, предназначенных для использования в сотовых телефонах или КПК.
По словам руководителя компании, реальные объемы продаж подобных накопителей еще весьма малы, а стоимость их разработки сравнима с затратами на создание ЖД для ноутбука или ПК.
Будут новые Raptor
Цель, которую преследовали в WD, выпуская Raptor — первый на рынке дисковый накопитель со скоростью вращения 10 тыс. об./мин и интерфейсом Serial ATA, заключалась в подготовке инфраструктуры, необходимой для создания RAID-систем с интерфейсом SATA: контроллеров, корпусов, блоков питания, необходимого ПО.
На первом этапе основными заказчиками этих жестких дисков должны были стать системные интеграторы второго и третьего уровня, способные разработать все необходимые элементы инфраструктуры, с тем чтобы полным их комплектом смогли воспользоваться более крупные производители компьютеров.
По словам Мэссенгила, эта задача успешно решена, и теперь у WD имеется оттестированная с точки зрения производительности и надежности платформа, которую могут использовать в своих системах корпоративного класса OEM-производители первого уровня.
Компания Dell, например, уже предлагает своим заказчикам рабочие станции Precision и персональные компьютеры Dimension, укомплектованные жесткими дисками Raptor. А в ближайшие полгода в WD рассчитывают провести квалификационные испытания платформы для серверных приложений по крайней мере с одним OEM-производителем первого уровня.
Следующая задача, стоящая перед WD, — пополнение семейства Raptor более емкими и производительными устройствами.
Могло быть лучше...
В начале ноября руководитель WD посетил Москву, чтобы встретиться с российскими заказчиками. Наша страна и Китай рассматриваются компанией как особенно важные регионы для дальнейшего развития бизнеса WD. При этом Мэссенгил видит в России большие потенциальные возможности для роста (доля компании в Китае составляет 25-30%, в России — чуть менее 20%). Пока же он считает, что компания работает в России «не настолько хорошо, как должна бы». Желание выслушать заказчиков он связывает с планами WD в отношении увеличения инвестиций и ресурсов «с целью улучшить качество работы на российском рынке».
По словам Мэнссенгила, в обозримом будущем WD останется компанией, производящей исключительно ЖД, поскольку она наиболее успешна именно «в массовом выпуске дисковых накопителей для различных приложений», количество которых постоянно растет.