Самый неинтеллектуальный элемент сложных информационных систем
Пластиковые карточки — «внешняя часть» сложных информационных систем. В зависимости от предназначения последних выбирается и тип карт. Теме выбора и был посвящен первый форум «Дисконтные системы. Пластиковые карты. Карты доступа — 2003», который прошел 10 и 11 ноября.
Пластиковые карты используются в четырех типах информационных систем: дисконтных, учетных, платежных и контроля безопасности. Дисконтные карты дают право на скидки, учетные — доступ к ресурсам, идентификационные — допуск в помещения, платежные позволяют оплачивать услуги. Иногда эти типы систем объединяются, например если учетная карта одновременно является платежной или по платежной карте предоставляются определенные скидки.
Основной тенденцией современного рынка пластиковых карт является переход от карт с пассивной идентификационной информацией к процессорным картам. Первые дешевле, но они требуют подключения в режиме реального времени к хранилищу учетных записей. А процессорные карты могут некоторые операции выполнять автономно. Если оценить стоимость поддержки системы в расчете на одного клиента, то она окажется примерно одинаковой. Но процессорные карты имеют важные дополнительные функции, которые делают их более удобными и безопасными. Поэтому все платежные системы, например Visa, собираются полностью переходить на процессорные карты.
Изготовление пластиковой карты проходит через следующие этапы: печать тиража карты, ламинирование, вырубка из листа и персонализация.
На стадии изготовления тиража на карту наносится фиксированная часть информации, то есть производится внешнее оформление карты, нанесение уникальной информации или программирование процессора происходит во время персонализации.
Как правило, компании, использующие пластиковые карты, стремятся установить у себя оборудование для персонализации, чтобы не отдавать идентификационную базу сторонним организациям. С этой целью созданы технологии, позволяющие выпускать пластиковые карты прямо на месте при помощи стандартного офисного принтера и ламинатора без изготовления тиража.
Пластиковые карты являются хорошим средством сбора различной информации о поведении сообщества их владельцев, будь то покупатели магазина или сотрудники фирмы. Собранная с их помощью статистическая информация может оказаться полезной, например, для того, чтобы более точно удовлетворять потребности клиентов или организовать эффективный контроль за деятельностью сотрудников. Впрочем, без адекватной аналитической системы такую информацию все равно не выделить из потока рутинных операций по карте, однако таких систем на форуме представлено не было.