Глава Schneider National о специфических требованиях, предъявляемых к ИТ-руководителям
Крис Лофгрен — генеральный директор (в недалеком прошлом — директор информационной службы) компании Schneider National с оборотом в 2,5 млрд. долл., специализирующейся в области доставки и логистики |
За последнее десятилетие позиция директора информационной службы претерпела удивительную трансформацию, переместившись из компьютерного зала в зал заседаний совета директоров. Но многим ИT-руководителям по-прежнему приходится ломать голову над тем, каким образом их отдел может принести наибольшую пользу интересам компании и как сделать так, чтобы они были услышаны на самом верху корпоративной лестницы.
Сегодня ИТ-менеджеру необходимы определенные умения, чтобы легче вжиться в новую роль. Для успешного использования информационных технологий, этого главного двигателя бизнеса, помимо технических знаний от него требуется управленческие, коммуникативные и коммерческие навыки. В настоящее время благополучные предприятия рассматривают технологии со стратегической точки зрения.
Та стратегическая роль, которую стали играть ИT-руководители, предполагает, что они должны владеть тремя основными управленческими навыками, а именно: организацией единой рабочей сети, умением воздействовать на людей и деловой хваткой.
«Единая сеть» успеха
Имеется в виду не корпоративная сеть вроде Ethernet, а практика прочных взаимосвязей внутри и за пределами компании.
Раньше сотрудники ИT-службы просто выполняли работу на свой страх и риск, иногда извещая о ней другие отделы, а иногда нет. Бытовало мнение, что другие все равно не поймут, в чем состоит работа ИТ-специалиста, поэтому легче вообще ничего им не говорить, а просто делать свое дело.
Но для того, чтобы достичь результатов сегодня, директор информационной службы должен находиться в постоянном контакте с основными участниками бизнес-процесса, обсуждая с ними потребности предприятия, составляя планы на будущее, рассчитывая вероятные результаты, оценивая пользу и наглядно демонстрируя окупаемость текущих проектов.
Встречи лицом к лицу с топ-менеджментом дают директору информационной службы шанс сделать так, чтобы ИT-служба принимала непосредственное участие в определении стратегии компании. Открытость и постоянно поддерживаемые связи помогают быстрее добиться эффективной работы в «одной связке». В этом случае обсуждение ИT-стратегии представляет собой уже не монолог, а многосторонний диалог, который может иметь место, только если ИТ-руководитель пользуется в компании авторитетом и правом голоса в принятии важных деловых решений.
Учитывая все возрастающее значение электронных коммуникаций с бизнес-партнерами, поставщиками и клиентами, можно с уверенностью сказать, что директор информационной службы приобретает важную роль в партнерских отношениях. За пределами компании также есть работа для ИТ-специалистов — например, помощь в проведении презентаций для нынешних и потенциальных клиентов. Все чаще и чаще в отношениях с клиентами появляется составляющая, связанная с использованием информационных технологий. И крупные клиенты, собирающиеся заключить с компанией долгосрочные контракты, всегда хотят получить четкое представление о том, что за люди управляют ее ИT-службой.
Качества лидера
У многих ИТ-директоров нет большого опыта управления группой людей, которых невозможно заставить разделять убеждения в принудительном порядке. Создание и представление собственного видения, а также той картины, в которую вписывается конкретное предприятие, требуют от ИТ-руководителя умения воздействовать на людей, заставлять их задуматься. Этому способствует навык активно слушать, задавать вопросы, честно отвечать на вопросы о возможных трудностях и фокусироваться на потребностях собеседников.
Комитет по ИТ-управлению — сегодня это одна из ключевых структур во многих современных компаниях — вот прекрасный пример инструмента, который ИТ-руководители могут использовать для достижения более высокого уровня воздействия на сотрудников компании. Обычно перед комиссией ставится задача дать возможность бизнес-структурам и ИТ-службам совместно определять ИT-стратегию, цели, бюджет, а также приоритеты. Тщательное выстраивание ИT-проектов под цели бизнеса гарантирует осуществление только целесообразных проектов, это особенно важно, когда ситуация с инвестициями напряженная, что характерно сейчас для большинства предприятий.
Деловой лексикон
Третий управленческий навык, который необходимо развивать в себе директору информационной службы, — это финансовая проницательность и умение видеть перспективы, это позволит ему полностью включиться в принятие деловых решений, ведущих к основным целям компании.
Руководитель ИT-службы никогда не должен забывать о том, что он имеет полное право расходовать деньги компании на те информационные технологии, которые приносят ощутимый вклад в развитие бизнеса. Но ему необходимо также уметь заставить высокое руководство понять, что использование технологий — это не просто улучшение показателей в текущий момент и что немедленной отдачи не существует в природе.
Директор информационной службы должен быть в курсе всего нового и наглядно показывать, каким образом инвестиции, новейшие приложения и инфраструктура могут привести компанию к финансовой выгоде. Бизнесмены и «технари» часто рассматривают информационные технологии с совершенно разных позиций: первые обращают внимание только на затратную часть, а вторые во главу угла ставят пользу, которую можно получить от внедрения новых технологий. Однако доказывать окупаемость отдельно взятого проекта — работа не только ИT-специалистов. Представители бизнес-подразделений также должны быть готовы принять участие в измерении и подсчете окупаемости.
Многие компании только начинают использовать возможности информационных технологий для повышения эффективности и прибыльности, а также более успешного взаимодействия с клиентами. Так как ИТ и бизнес все больше и больше переплетаются, то в перспективе для достижения стратегических преимуществ в компаниях будут все более рассчитывать на новые технологии.
Раньше карьера директора информационной службы определялась исключительно его технической квалификацией. Сегодня роль и успех ИT-руководителя, помимо обязательной ответственности за создание технологической стратегии, определяются его умением организовать единое рабочее пространство, воздействовать на людей, а также деловой хваткой. Старательно связывая в единое целое технологические инновации и стратегические задачи бизнеса, директор ИТ-службы может рассчитывать на то, что его компания понимает и ценит технологии как ресурс, с помощью которого можно получить преимущество в борьбе с конкурентами. Если компания добьется успеха в этой борьбе, роль ИТ-руководителя возрастет и станет еще более значимой.