Похоже, что в компаниях ИТ-отрасли не очень готовы к тому, что Comdex/Fall превратится в специализированное мероприятие, ориентированное в первую очередь на ИТ-специалистов. Это совсем не радует организаторов, которые были уверены, что именно такой путь позволит выставке обрести прежнюю популярность
Во второй половине 1990-х годов, в период расцвета Comdex/Fall, выставку в Лас-Вегасе ежегодно посещали более 200 тыс. человек. В этом году оценки организаторов были гораздо скромнее |
Когда вы читаете эти строки, в Лас-Вегасе уже проходит Comdex Las Vegas 2003. Так в этом году называется то, что ранее именовалось Comdex/Fall. Я пишу свой материал за несколько дней до начала выставки, рискуя высказать некоторые предположения, которые могут оправдаться или нет. Время в любом случае расставит все по своим местам. Пока же можно с уверенностью констатировать лишь то, что год тяжелых испытаний и долгого ожидания, состоится выставка или нет, остался позади.
Опрос, проведенный журналистами Computerworld, в котором приняли участие несколько десятков ИТ-специалистов, показал, что Comdex по-прежнему воспринимают как мероприятие слишком крупное, слишком пышное и слишком далекое от нужд корпоративных пользователей. Вывод большинства очевиден: вряд ли имеет смысл в таком мероприятии участвовать.
Многие из участников нашего опроса даже и не обратили внимание на тот факт, что главный организатор Comdex — компания MediaLive International (так сейчас называется фирма, ранее именовавшаяся Key3Media Group, которая прибегла к процедуре защиты от банкротства в соответствии с главой 11 американского Кодекса о банкротстве) — в июле нынешнего года объявила о намерении полностью изменить приоритеты выставки.
Вместо примерно 2 тыс. фирм-экспонентов и 200 с лишним тысяч посетителей, «с боем» расхватывавших сувениры и вообще все, что привозили на Comdex в 1990-е годы (в эпоху расцвета выставки), в этом году организаторы ожидали всего лишь около 50 тыс. посетителей, среди которых, по их замыслам, должны были преобладать квалифицированные ИТ-специалисты, и примерно пять сотен компаний-участниц, в первую очередь из числа тех, которые специализируются в области корпоративных ИТ-решений.
Эрик Форот, занявший в апреле пост генерального менеджера Comdex, считает, что необходимо время для того, чтобы это, теперь более скромное и специализированное мероприятие вызвало интерес всех тех участников и посетителей предыдущих выставок, профилю деятельности которых она теперь соответствует. «Я не могу организовать Comdex таким образом, чтобы в нем могла принять участие любая компания, и в первый же год сделать все, что мне хочется, — не без горечи констатировал Форот. — Это всего лишь первый шаг».
Комментарии опрошенных ИТ-специалистов показывают, что Форот мало преуспел в своих попытках убедить их компании вернуться к участию в выставке.
«Значимость Comdex для сферы управления данными весьма невелика. Трудно добиться чего-то весомого на столь огромной выставке», — считает Боб Лео, директор по администрированию и управлению данными транспортной компании Landstar System.
Майкл Маккласки, директор информационной службы консалтинговой компании Perot Systems, специализирующейся в области ИТ, придерживается того же мнения. «Выставка стала чересчур крупной, не имеющей четкой направленности, и, по-видимому, руководители компаний все больше и больше понимают, что представлять здесь свои продукты практически не имеет смысла, — подчеркнул Маккласки. — Столь небольшие средства, которые выделяются на участие в выставках, лучше потратить на более специализированные мероприятия».
Карлос Рикалде, исполнительный директор по технологии компании KPMG, предлагающей финансовые услуги, сообщил, что последние пять лет его фирма не участвует в Comdex. «Я думаю, что эта выставка потеряла свою значимость уже давно», — сказал он.
Долой мишуру!
«По-существу, подобная ситуация складывается всегда, когда речь идет об очень известной торговой марке. Любые попытки изменить восприятие брэнда требуют огромных усилий, — заметил Форот. — Comdex существует уже 23 года, и это название по ряду причин ассоциируется с бытовой электроникой и периферией. На самом деле они вовсе не являлись основной тематикой выставки. Но так уж получилось, что запоминались именно безделушки».
Больше этого не будет. По крайней мере, так утверждают организаторы. «Очевидно, что не эти вещи определяют сейчас направление развития ИТ-отрасли, поэтому всего этого в нынешнем году на Comdex Las Vegas не будет, — заявил Форот. — Мы отказались от всей этой мишуры».
Организаторы разделили нынешнюю выставку на семь экспозиций. По их замыслам, такая структура должна помочь посетителям больше узнать о конкретных продуктах и технологиях, в том числе о свободно распространяемом программном обеспечении и Linux, о системах информационной безопасности и решениях, в рамках которых реализуется предоставление вычислительных ресурсов по требованию заказчика.
Изменение отношения к выставке ИТ-специалистов — не единственная задача, с которой столкнулись организаторы шоу. Среди участников Comdex осталось несколько крупных имен (Microsoft, AT&T Wireless Services, Dell и ряд других). Однако по большей части свои продукты в Лас-Вегасе представляют менее крупные и соответственно менее известные компании.
Даже Linux-сообщество, хотя эта ОС и является одной из главных тем выставки, представлено в Лас-Вегасе далеко не всеми ведущими разработчиками. К примеру, почти все крупные разработчики дистрибутивов Linux дружно проигнорировали Comdex Las Vegas 2003.
Со своей стороны Форот признал, что Comdex явно не хватает некоторых участников, в том числе и представителей Linux-сообщества, ранее в большинстве своем считавших, что их решения не соответствуют тематике старой выставки. Теперь же, по его словам, многие из них просто не оценили направленности этой выставки. Тем не менее — Форот особо отметил этот факт — ряд компаний, которые отказались от собственных стендов, подтвердили свое намерение организовать форумы и встречи с заказчиками в ходе выставочной недели там же, в Лас-Вегасе, но за пределами Las Vegas Convention Center. (Это типичная практика — устраивать в Лас-Вегасе параллельно с Comdex семинары, презентации и мини-выставки, но не на территории выставочного комплекса LVCC, а, как правило, в располагающихся неподалеку отелях. Как видим, в этом отношении Comdex Las Vegas 2003 не очень отличается от предыдущих выставок. — Прим. ред.)
Форот надеется, что компании, избравшие подобный подход (AMD, IBM, Sun, Cisco, Oracle и др.), все же сочтут выставку этого года полезной и в следующем году посетители смогут вновь увидеть их стенды непосредственно на Comdex/Fall. «Очень много решений остается вне выставки, но мы по-прежнему надеемся увидеть их в демонстрационных залах и будем к этому стремиться, — сказал он. — Мы должны доказать свою состоятельность».
Организаторы Comdex выступают за серьезные реформы еще и потому, что конкуренты стремятся лишить эту выставку статуса ведущего шоу, посвященного информационным технологиям. Одновременно с Comdex Las Vegas 2003 в Mandalay Bay Convention Center корпорация Jupitermedia впервые проводит свое собственное шоу — Computer Digital Expo/Enterprise IT Week. В этом мероприятии участвуют такие корпорации, как IBM и Hewlett-Packard, а также целый ряд других ведущих компаний.
«Что ж, это в порядке вещей. Я думаю, что конкуренция — это неплохо, — сказал Форот. — Руководство Jupitermedia было уверено, что мы на грани банкротства, и, возможно, они посчитали, что у них есть шанс».
Ушли, но могут вернуться
Избавившись от всей мишуры и шумихи вокруг прежних шоу, организаторы Comdex, возможно, добьются своей цели и вернут корпоративных заказчиков, по разным причинам отвернувшихся от этого мероприятия.
«Если им действительно посчастливится этого добиться, то, как мне кажется, подобная выставка нас могла бы заинтересовать и мы подумали бы о делегировании своих представителей в Лас-Вегас, — сказал Дэн Агронов, вице-президент по технологиям компании Weather.com. — Comdex превратили в балаган. Все мероприятие для посетителей сводилось к соревнованию, кто больше всех нахватает безделушек. Выставка потеряла свою значимость, поскольку слишком большое значение здесь придавалось внешнему оформлению и максимально оригинальным способам демонстрации продуктов».
Кроме того, как считает Агронов, количество праздношатающейся публики было столь велико, что добиться от производителей конкретной информации было практически невозможно.
С ним согласны и многие другие бывшие посетители Comdex, заявившие, что хотели бы дать организаторам второй шанс, если им удастся выполнить свои обещания.
«Возможно, мы примем приглашение в следующем году, если выставка действительно станет более ориентированной на корпоративные ИТ-решения, — утверждает Крис Коллинс, менеджер по корпоративной архитектуре сети универмагов Ahold USA, подразделения голландской корпорации Royal Ahold Group. — Но есть один важный момент. С самого начала эта выставка была в большей степени ориентирована на потребительские товары, нежели на информационные технологии. Я пока не очень понимаю, как удастся реально изменить направленность этого шоу».
Джо Пул, менеджер технической поддержки американской компании Boscov?s Department Stores (одна из крупнейших сетей универмагов в США), сказал нам, что его компания перестала посылать своих сотрудников на выставки, подобные Comdex, еще несколько лет назад, когда было проведено сокращение ИТ-бюджетов в связи с усложнившейся экономической ситуацией. «Но если мы увидим, что выставка стала более интересной для нас как для корпоративных заказчиков и если позволит бюджет компании, скорее всего, наши специалисты приедут в Лас-Вегас на следующий год. Конечно, это будет зависеть и от того, насколько устойчивой будет в целом ситуация в экономике в 2004 году», — отметил он.