Технологию PDP (Plasma Display Panel) долгое время было принято считать завтрашним днем дисплейной индустрии. Однако отмечаемый многими аналитиками в этом году бурный рост популярности мониторов и телевизоров с большими диагоналями, выполненных на основе жидкокристаллической технологии, поставил под сомнение перспективы плазменных дисплеев. Тем не менее и на рынке PDP в последние месяцы, даже несколько неожиданно для специалистов, наблюдаются признаки оживления.
Во многих случаях плазменные устройства по-прежнему выглядят предпочтительнее иных типов дисплеев. Однако бурный рост популярности ЖК-мониторов и телевизоров с большими диагоналями ставит под сомнение долгосрочные перспективы этой технологии. Тем не менее на рынке PDP в последние месяцы наблюдаются признаки оживления. |
В мае Samsung Electronics представила опытный образец плазменной панели с диагональю 70 дюймов. Чуть позже, в июле, другая корейская компания, LG Electronics, перекрыла этот рекорд, представив 71-дюймовую панель. Прототипы плазменных телевизоров на основе этих панелей демонстрировались Samsung Electronics и LG Electronics в ходе выставки IFA 2003, проходившей в конце августа — начале сентября в столице Германии. Наконец, совсем недавно компания LG Electronics представила 76-дюймовую плазменную панель.
«Наряду с ЖК-устройствами плазменные телевизоры относятся сейчас к самым быстрорастущим сегментам нашего бизнеса», — отметил менеджер по маркетингу продукции Samsung Electronics Владимир Дурбажев. Samsung предлагает на российском рынке плазменные телевизоры с диагональю до 63 дюймов (Samsung PS-63P3 HR), на первые месяцы следующего года намечено начало поставок 70-дюймовой модели. В продуктовой линейке LG Electronics сейчас представлена модель с диагональю 60 дюймов (LG MT-60PZ10), а в перспективе — начало поставок телевизоров большего размера.
В плазменных телевизорах Samsung применяется технология Pixel Shift — если в течение какого-то времени картинка на экране не меняется, она принудительно «сдвигается» на незаметные человеческому глазу расстояния |
В LG не скрывают своей цели стать производителем плазменных панелей и дисплеев на их основе номер один в мире. По сообщениям из Сеула, компания планирует к 2005 году довести свою долю на рынке панелей PDP до 25%. В сентябре на заводе LG в корейском городе Куми была введена в эксплуатацию вторая производственная линия по изготовлению плазменных панелей. Объем инвестиций в строительство этой линии оценивается в 118 млн. долл. Через год, в сентябре 2004 года, там же в Куми должна вступить в строй третья PDP-линия, в которую LG вкладывает уже около 290 млн. долл., что позволит довести суммарный объем выпуска плазменных панелей на этом заводе до очень внушительной величины — 1,7 млн. штук в год. (По данным DisplaySearch, за первый квартал 2003 года в мире было продано 156 тыс. плазменных телевизоров. — В.С.)
Плюсы начинаются с картинки
В качестве достоинств плазменных панелей специалисты в первую очередь называют высокие яркость и контрастность (выше, чем у нынешних ЖК-устройств). Многие также отмечают малое время отклика, отсутствие геометрических искажений (проблема ЭЛТ-дисплеев) и подверженности воздействию внешних магнитных и электрических полей. «Плазменные дисплеи — это прекрасное средство передачи изображения с DVD-дисков, а значит и одно из самых удачных решений для домашнего кинотеатра. Цены на них постоянно падают, что делает эти устройства более доступными для пользователей», — подчеркнула менеджер по брэнд-маркетингу российского представительства Philips Consumer Electronics Инесса Галактионова.
Плазменные дисплеи — это неплохое средство передачи изображения с DVD-дисков, а значит и одно из самых удачных решений для домашнего кинотеатра. Цены на них постоянно падают, что делает эти устройства более доступными для пользователей |
Среди всех типов дисплеев плазменные по-прежнему обеспечивают самые большие размеры видимой области экрана — это тоже достоинство технологии PDP. Кроме того, они по-прежнему дешевле ЖК-устройств, когда речь идет о диагоналях порядка 40 дюймов и выше. При уменьшении размеров дисплеев ситуация меняется. «Плазменные панели экономически невыгодно делать маленького размера. Стоимость панели с диагональю 19 дюймов будет ненамного дешевле панели с диагональю в 60 дюймов», — говорит Галактионова.
Впрочем, 19-дюймовые плазменные панели уже, можно сказать, остались в прошлом. Минимальная величина диагонали представленных на отечественном рынке PDP-телевизоров Philips составляет 32 дюйма (модель Philips 32PF9965), LG — 37 дюймов (LG MT-37PZ40), Samsung — 42 дюйма (четыре модели). Что интересно, Philips на момент подготовки этого материала предлагала в России PDP-телевизоры с диагональю не более 42 дюймов (Philips 42PF9955 и 42PF9965). Раньше в этом списке присутствовала и 50-дюймовая модель (Philips 50PF9964), но она уже снята с производства. Интересно и то, что Samsung, по словам Дурбажева, в первой половине следующего года планирует приступить к поставкам на российский рынок своего 32-дюймового плазменного телевизора.
Продолжение достоинств
Представив недавно 76-дюймовую плазменную панель, компания LG Electronics вновь подтвердила свое намерение играть доминирующую роль на рынке PDP |
Основным недостатком плазменной технологии традиционно считался сравнительно недолгий срок жизни дисплеев вследствие эффекта «выгорания», возникающего, как правило, из-за длительных показов статических изображений. Однако в последнее время производителям удалось частично решить эту проблему, что признают даже в компаниях, относящихся к конкурирующему лагерю. К примеру, NEC-Mitsubishi не выпускает PDP-устройств, но в этой фирме не закрывают глаза на то, что в борьбе с главным недостатком PDP-технологии достигнуты определенные успехи. «Производителям плазменных дисплеев удалось частично решить эту проблему, в частности, за счет программных решений. В то же время в устройствах на основе ЖК-технологии пока не получается достичь такого же качества при воспроизведении видео, т. е. динамически меняющихся изображений, какое демонстрируют PDP-дисплеи», — признает генеральный менеджер подразделения Business Development Division компании NEC-Mitsubishi Electronics Display-Europe Петер Кройер.
В плазменных телевизорах Samsung применяется технология Pixel Shift — если в течение какого-то времени картинка на экране не меняется, она принудительно «сдвигается» на незаметные человеческому глазу расстояния. В PDP-телевизорах Philips реализована интересная технология Pixel Plus, улучшающая качество воспроизводимого изображения, фактически утраивающая количество строк на экране и пикселов в строке. Тем самым решается другая давняя проблема плазменных дисплеев — невысокая разрешающая способность.
С еще одним известным недостатком PDP — высоким энергопотреблением (выше по сравнению с ЖК-устройствами) — производители борются в основном путем использования более совершенной элементной базы. А вот сделать плазменные дисплеи такими же легкими и компактными, как жидкокристаллические мониторы и телевизоры, скорее всего, уже не удастся.
Конечно, вес и габариты имеют значение (например, при креплении телевизора на стену). Но все же нельзя не признать, что многие проблемы, которые прежде были характерны для плазменной технологии, в последнее время успешно решаются. И если бы не бурное развитие и удешевление ЖК-технологии, возможно, перспективы плазменных дисплеев сегодня бы выглядели более оптимистично.
Впрочем, тот же Кройер, несмотря на приверженность его компании ЖК-продуктам, вовсе не считает, что плазменные дисплеи в скором времени сойдут со сцены. «Можно лишь говорить о том, что жидкокристаллические мониторы и телевизоры будут постепенно вытеснять аналогичные продукты на основе плазменной технологии из некоторых областей применения. Однако рынок дисплеев с большими диагоналями обещает в будущем расти, и мы считаем, что вариантов их использования тоже будет становиться больше. Места хватит всем. Поэтому мы и не анонсируем свои ЖК-продукты как альтернативу плазменным дисплеям», — отмечает он.
Более определенно и заметно жестче в отношении перспектив PDP высказываются в тайваньской компании BenQ. «Через 3-4 года плазменным дисплеям будет очень тяжело соперничать на рынке с ЖК-устройствами. По состоянию на сегодня у плазменных дисплеев есть некоторые преимущества, но в конечном итоге победа останется за ЖК-технологией», — уверен вице-президент и генеральный менеджер подразделения BG Digital Media фирмы BenQ Питер Чен. Эта компания в настоящее время выпускает только две модели PDP-телевизоров (46-дюймовые BenQ PDP46W1S и PDP46W1).
И все же пока в дисплейной отрасли доминируют более осторожные оценки. «В ЖК-технологии заложен потенциал, объемы продаж ЖК-телевизоров Samsung растут быстрее по сравнению с плазменными телевизорами. Вариант, при котором со временем мы откажемся от выпуска последних, в принципе возможен. Но пока об этом с абсолютной уверенностью говорить нельзя», — резюмирует Дурбажев.
Вместо эпилога
Большинство плазменных телевизоров, доступных в настоящее время на рынке, имея входы D-Sub, DVI и т. д., могут работать и как компьютерные мониторы. Собственно PDP-мониторы — без ТВ-функций — в продаже практически не встречаются. Такая вот интеграция, отчасти вынужденная.
Впрочем, интеграция может принимать и другие формы, что недавно продемонстрировала компания Toshiba. В сентябре она представила четыре новые модели телевизоров с... встроенными портами Ethernet — для обновления микропрограммного обеспечения. (Кроме того, в каждом из них имеется порт IEEE 1394 и слоты для чтения флэш-карт. — В.С.) Три из этих моделей выполнены на основе технологии ЖК, одна — 42-дюймовая — плазменная. В феврале следующего года Toshiba обещает предложить первое обновление прошивок представленных телевизоров.