Конференция «Состояние и перспективы развития Интернета в России»
На прошедшей в начале октября четвертой конференции «Состояние и перспективы развития Интернета в России» больше всего говорили о проблемах, связанных с распространением и ростом Internet, и в первую очередь — об обеспечении информационной безопасности.
Главных опасностей, от которых следует защищаться, в России, как и во всем мире, две: вирусы и спам. О первой из них рассказал Сергей Антимонов, генеральный директор ЗАО «ДиалогНаука», производителя известного антивирусного пакета Dr.Web. Всего в мире сейчас насчитывается более 60 тыс. вирусов, при этом каждый день появляется 20-30 новых. Правда, большинство их них представляют собой просто модификации известных образцов, и серьезные проблемы разработчикам антивирусных программ создают лишь немногие. Так, на разработку «вакцины» против появившегося в августе этого года вируса Lovesan (или Blaster) у лаборатории «Диалог?Наука» ушло три часа.
Главной же проблемой вирусологов является не лечение, а профилактика эпидемий, которая заключается в использовании антивирусов, особенно на почтовых серверах. По данным Антимонова, даже на очень популярных почтовых серверах иногда не производится антивирусная проверка, вследствие чего компании — владельцы этих серверов — становятся «как бы соучастниками распространения вирусов через Internet».
Разработчикам же программ специалисты советуют встраивать антивирусы в различные прикладные системы, например, в системы документооборота (когда антивирус проверяет файлы перед их загрузкой в базу данных), ПО для записей CD-R (осуществление проверки на вирусы перед «прожиганием» файлов) и т.д.
Кроме этого, большая ответственность лежит на производителях операционных систем, особенно на Microsoft. Да и разработчики других операционных систем далеко не безгрешны. Помочь в решении этой проблемы может своевременная установка «заплаток» системными администраторами.
Пользователям же остается, во-первых, регулярно пользоваться антивирусами, причем обязательно обновляя соответствующие базы, а, во-вторых, по возможности своевременно информировать вирусологов о появлении новых образцов вирусов.
Немалое значение следует уделять еще одной задаче — просветительской. По словам Антимонова, большинство «вирусописателей» учится в старших классах школы и на младших курсах институтов, и миссия государства — донести до них информацию об уголовной ответственности, к которой они могут быть привлечены.
Двуликий спам
Как известно, недостатки — это продолжения достоинств. И если вирусы можно считать последствием изъянов в моральном облике программистов, то спам — это неизбежная плата за дешевизну и оперативность электронной почты. В отличие от более или менее оптимистично настроенных вирусологов, прогнозы исследователей спама неутешительны.
По мнению ведущего специалиста департамента маркетинга НИП «Информзащита» Михаила Савельева, борьба со спамом будет безуспешной до тех пор, пока ее объектом является не причина, а следствие. Причина же спама проста — это его экономическая эффективность как средства рекламы.
Несмотря на крайне низкий процент откликов, спам все равно эффективен. Пожалуй, единственное средство борьбы с ним — полное невнимание к такого рода письмам. И если сегодня на спам приходится свыше половины всей электронной почты, то по прогнозам компании Brightmail в следующем году эта цифра начнет снижаться и к 2005-2006 году, возможно, упадет до 10%.
Тем не менее полного исчезновения спама, по мнению Савельева, не следует ожидать по двум причинам: во-первых, существует ряд товаров и услуг, которые могут рекламироваться только таким образом — например, пиратские DVD-диски и интимный досуг.
А во-вторых, спам дает возможность продвигать брэнды, поскольку, если в письме предлагается купить товар известной марки у некой фирмы, то все негативные эмоции получателя будут направлены лишь в адрес этой фирмы.
Не дает заметных результатов и борьба со спамом на законодательном уровне, хотя российский комитет программы ЮНЕСКО приступил к разработке проекта федерального закона «О несанкционированной рассылке электронных сообщений».
Радоваться пока рано — трудности с законом начались еще на этапе формулирования основных определений. Так, предложенное понятие «несанкционированная рассылка», по мнению Савельева, допускает слишком широкие толкования и мало пригодно к использованию.
В корпоративной плоскости проблема спама выглядит по-другому. По расчетам американской организации Pew Internet and American Life Project, на удаление спама на работе пользователь тратит в среднем по минуте в день, что, в пересчете на компанию со ста сотрудниками с окладом в 500 долл. приводит к убытку в 1,8 тыс. долл. в год — цифра не такая уж весомая.
Гораздо больший ущерб организациям наносит так называемый «корпоративный спам», т.е. личные письма, отправляемые и получаемые в рабочее время.
По тем же оценкам, на рассылку, чтение и обсуждение таких писем (в основном юмористического характера) сотрудники тратят в среднем до часа своего времени в день; упомянутая в первом примере компания недополучает в год уже порядка 70 тыс. долл.