Новая стратегия развития программных продуктов Lotus сводится к двум основным явлениям — интеграции всех решений на единой платформе и диверсификации клиентских мест
В новой версии Lotus Domino Web Access 6.5 впервые появилась поддержка полного набора средств коллективной работы на платформе SuSE Linux с доступом к почте с помощью браузера Mozilla |
Программа шестого ежегодного форума технологий Lotus традиционно объединила доклады по различным продуктам, входящим в семейство решений Lotus, и выступления, отражающие опыт использования этих решений российскими пользователями. Особенность нынешнего мероприятия — присутствие на нем Стефана Макгибона, ведущего менеджера по продажам ПО IBM Lotus в регионе Центральной и Восточной Европы, который обнародовал стратегию IBM в области развития программного направления Lotus. Детали сделанных на конференции анонсов удалось обсудить в личной беседе с Макгибоном.
Новая стратегия развития программных продуктов сводится, пожалуй, к двум основным явлениям — интеграции всех решений на единой платформе и диверсификации клиентских рабочих мест. По словам Макгибона, стимулом к нововведениям является отнюдь не конкуренция с Microsoft, а прежде всего, требования клиентов, которых у Lotus порядка 100 млн. по всему миру. На сегодняшний день в портфеле компании — множество систем, покрывающих широкий спектр задач организации совместной работы в компаниях: традиционная электронная почта, средство проведения онлайновых конференций Instant Messaging, система для создания единого пространства групповой работы QuickPlace, средство для групповых коммуникаций в реальном времени Sametime, системы управления документооборотом, потоками заданий и Web-контентом, средства управления знаниями и организации электронного обучения. По мнению Макгибона, пользователи Lotus не испытывают недостатка в возможностях, но могут столкнуться с проблемой чрезмерной сложности их применения, не всегда понимая, что и для чего нужно в этом многообразии. Поэтому Lotus взяла курс на конвергенцию своих технологий и формирование единой платформы Lotus Workplace, которая интегрирует отдельные продукты семейства и позволит разным категориям клиентов получать единую точку доступа ко всем необходимым возможностям. При этом за семейством серверов Domino в этой новой модели остается его традиционная роль. Зато значительно меняется структура предложений Lotus в области клиентских решений.
Как отметил Макгибон, именно общение со своими многочисленными заказчиками привело Lotus к идее формирования различных категорий клиентских программ электронной почты, а в перспективе и всех объединенных возможностей семейства Lotus. Теперь в компании выделяются три группы пользователей: сотрудники без собственного рабочего стола, офисные сотрудники и высококвалифицированные специалисты. Первая категория включает в себя многочисленную армию пользователей на промышленных предприятиях или в розничных сетях, повседневные обязанности которых не требуют постоянного общения с компьютером, но при этом им необходима возможность периодического доступа к электронной почте для получения различной информации от своего руководства. Для таких сотрудников Lotus предлагает свою последнюю разработку Workplace Messaging, построенную на базе J2EE. Клиент Workplace Messaging предоставит им доступ к базовым функциям электронной почты и, в перспективе, к возможностям планирования времени и ведения календаря через совместно используемые рабочие станции или порталы. По словам Макгибона, такой подход позволит свести к минимуму и без того невысокую совокупную стоимость владения (ТСО) решениями Lotus.
Две другие категории пользователей систем обмена сообщениями в классификации Lotus — офисные сотрудники и высококвалифицированные специалисты — продолжат работать с клиентом Lotus Notes. Для постоянно использующих, но не очень требовательных к широте возможностей электронной почты рядовых сотрудников компаний предназначены также клиентская система доступа через браузер Lotus Domino Web Access (бывший Lotus iNotes) и специальный клиент для пользователей Microsoft Outlook. Макгибон особо подчеркнул, что в новой версии Lotus Domino Web Access 6.5 впервые появилась поддержка полного набора средств коллективной работы на платформе SuSE Linux с доступом к почте с помощью браузера Mozilla, что позволит разворачивать очень недорогие рабочие места пользователей системы.
Таким образом, Lotus уже сегодня предлагает реальную многоплатформенность, поддерживая клиентов на базе Windows, Linux, мобильных устройств, MS Outlook, Java. Полной открытости среды Lotus будет способствовать перевод ее интегрированных решений на платформу J2EE, который планируется завершить к 2006 году. Как пояснил Макгибон, сейчас «заказчики могут выбирать инструментальные среды между Domino и J2EE, но в конечном итоге произойдет слияние платформ». Начало этому пути будет положено в первой четверти будущего года, когда на смену Domino 6.5 придет первый выпуск под новым названием Lotus Workplace 6.5.1. Макгибон подчеркнул, что все технологии Lotus будут развиваться в тесной интеграции с другими программными семейcтвами IBM — WebSphere, Tivoli и DB2. И еще один принципиальный аспект — все новые версии продуктов Lotus будут русифицированы.