Как лучше представить себе, каких успехов может добиться ИТ-индустрия за 15 лет
Есть старое изречение о том, что, если бы машины совершенствовались теми же темпами, что и компьютеры, они могли бы ездить со скоростью миллион километров в час, тратя при этом всего миллилитр бензина. Назовем это изречение «Законом Мура для бульварных газетчиков». Сравнение развития компьютерной отрасли со становлением автомобилестроения, которое пришлось на начало ХХ века, представляется очень интересным. Возможно, в результате мы перестанем считать, что компьютерная индустрия способна волшебным образом изменить ход цивилизации.
Попробуйте преобразовать старые файлы WordStar в формат Open Office. Не уверен, что вам это удастся. Но часто ли мы, приобретая ИТ-продукты, задумываемся о том, что будет стандартом через 15 лет? |
В 1910 году, то есть через 15 лет после начала эпохи автомобилестроения, в США было уже около 400 производителей автомобилей. К 1925 году, согласно данным Thomas? Register of American Manufacturers, их осталось всего 80. А теперь их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Лучше представить себе, чего может добиться компьютерная отрасль за 15 лет, поможет взгляд назад — на то, что происходило в 1990 году. Тогда признанным королем рынка была корпорация IBM с оборотом 69 млрд. долл. Microsoft только начала заявлять о себе, имея оборот всего в 1,18 млрд. долл. Она была существенно меньше Data General, вдвое меньше Wang Laboratories и ICL, вшестеро Bull, и вдесятеро Unisys. Корпорация Oracle была еще незначительнее, чем Microsoft.
В начале этой эпохи в Соединенных Штатах существовала компания Digital Equipment, которую позже поглотила Compaq Computer, затем и сама ставшая частью Hewlett-Packard. Еще были такие фирмы, как Prime, Control Data, Everex, AST, Amdahl и Tandon. Из них сумели выжить лишь немногие.
HP уже тогда была крупной компанией, таковой осталась и сейчас. Некоторые другие серьезные компании, выпускавшие аппаратное обеспечение, постепенно становились все меньше и меньше, и если сегодня посмотреть на долю контролируемого ими рынка, она окажется... чуть больше спичечной головки.
Когда-то я пользовался WordStar. Нельзя сказать, что этот текстовый процессор имел столь горячих сторонников, какими были те, кто до сих пор с большой нежностью вспоминает Republic Motor Car.
Чтобы понять, почему одни ИТ-компании выжили, а другие погибли (напомню, что в 1990 году Wang, которая, можно сказать, стояла у истоков создания текстового процессора WordStar, была более крупным производителем, чем Sun Microsystems), можно обратиться к работе специалистов Оксфорда Стивена Клеппера и Кеннета Симонса под названием «Технологическое вымирание промышленных фирм: исследование его природы и причин».
Авторы этого фундаментального труда отмечают три основных фактора, которые привели многие компании к технологическому краху.
- Новые изобретения приводят к серьезным переменам на рынке; фирмы, которые не в состоянии доработать эти изобретения, превратив их в прорывные технологические решения, теряют свои позиции.
- Коалиция производителей, объединившаяся вокруг фактического стандарта на продукты, способствует разорению других фирм, вытесняя из отрасли тех, кто оказался менее искусным в создании стандарта.
- Увеличение отдачи от исследований и разработок препятствует появлению новых компаний и вынуждает закрываться более мелкие фирмы.
Все это объясняет, почему компания Wang ушла с рынка. Формирование отрасли стандартных ПК и появление дешевых текстовых процессоров привело к тому, что специализированные текстовые процессоры этой компании устарели практически в одночасье.
Искусство выживания компании на рынке, как мне кажется, состоит в том, чтобы воспринять серьезные нововведения (неважно, будь то накачиваемые воздухом шины или, скажем, Web-службы) и фактические стандарты (четыре колеса, водитель, сидящий лицом вперед, TCP/IP) раньше, чем другие.
И все же... Больше всего мне жаль пользователей. Представьте, что после того, как вы купили свой автомобиль, например, Haynes-Apperson или Everitt-Metzger-Flanders, его производитель закрывается. Где вы тогда будете брать запчасти или проводить техническое обслуживание?