Станем ли мы свидетелями в ближайшем будущем конца эры ERP-систем, как это утверждает Пол Страссман (см. «Конец ERP», Computerworld Россия, № 28-29 за 2003 год)? Заменят ли их Web-службы?

Каждый раз, когда читаю комментарии Пола Страссмана, его статьи и книги, материалы на сайте его собственного института (см. www.strassmann.com), непременно испытываю двойственное чувство. Первая реакция непосредственная и эмоциональная — восхищение, вторая, увы, — разочарование. Имея колоссальный опыт руководства информационными службами крупных государственных организаций и частных компаний, Страссман, как никто другой, способен обнаруживать слабые места в приложениях компьютерных технологий. Можно только пожалеть, что его критические взгляды мало известны отечественным специалистам, для формирования мировоззрения они чрезвычайно полезны. Страссман — критик номер один того, что принято называть информационными технологиями. Его можно назвать даже перебежчиком из лагеря приверженцев ИТ в лагерь их ниспровергателей. Но что ему явно не удается, так это дать адекватное объяснение негативных сторон явлений, которые он умело обнаруживает.

За упокой

Статья «Конец ERP» не стала исключением. Первая реакция на заголовок: «Слава богу, произнесены долгожданные слова», все эти бесчисленные ERP, CRM, SCM и прочие аббревиатуры по гамбургскому счету служат названиями для тривиальных по своей сути решений, громоздких сооружений, своего рода заплаток на корпусе если не тонущего, то уже и не летящего по волнам корабля, на борту которого написано «Информационные технологии». Судно это огромное, но примитивное, если подойти к нему с современными мерками.

Подходы к автоматизации предприятий, ассоциируемые прежде всего с ERP, в общем-то представляют собой попытки подручными средствами, иногда «на коленке», решить сиюминутные проблемы пользователей. Все происходит, как в ателье индпошива: заказчик формирует представление о том, что ему нужно, а инженеры создают соответствующую систему. Страссман совершенно точно пишет: «Миллиарды долларов были потрачены, чтобы подвинуть организации на выбор.... Почти в каждом изученном мною случае инициатива исходила от финансистов. Они приветствовали возможность консолидации финансовых систем. Им необходимо было восстановить контроль над ходом дел в неразберихе, оставляемой чередой быстро сменяющихся неудачливых директоров информационных служб». Конечно же, ERP и их аналоги имеют право на существование, и на определенном эволюционном витке их появление было совершенно объективно необходимо, примерно так же, как когда-то появление динозавров. И все же надо быть честным, без инвестиций в ИТ, стимулированных системами этого типа, не могла бы быть создана экосистема или питательная среда для следующих поколений систем управления. Но я убежден, что так же, как динозавров, программных монстров со временем можно будет увидеть только на страницах книг и в музеях.

За здравие

Позитивная часть в статье удручает. Страссман уповает на Web-службы и начинает с того, что утверждает: «Чем вызвано заявление о близком конце эры ERP? Наличием Web-служб, способных обеспечить интеграцию разнородных систем». Потом следует стандартный набор аргументов в пользу Web-служб. А в конце спрашивает сам себя: «Почему же тогда так медленно Web-службы получают признание?» — и не может дать на него ответа. Ответа на вопрос, порожденный противопоставлением ERP-систем и интеграции на основе Web-служб, и быть не может — это явления разных порядков. Системы типа ERP и им подобные содержат и структуру, и семантику. В то же время сами по себе Web-службы обеспечивают лишь инфраструктуру, необходимую для обмена данными между приложениями. На их основе может быть создана эффективная система управления, использующая реальные кибернетические подходы, но это проблема совершенно иного порядка. Переход к технологиям, в основу которых будут заложены Web-службы, — явление намного более сложное, чем это может показаться. Вместе с ним будет востребован не тривиальный инженерный, а полноценный системный и кибернетический стиль мышления, возникнет необходимость в переосмыслении целого ряда ключевых понятий, которые используются сегодня повсеместно, например данные, информация, знания и смысл. В конечном счете есть надежда на то, что этот переход может стать началом эпохи Ренессанса в компьютинге, которому давно пора выйти из «века пара» в «век электричества».

И все же — читайте Страссмана.

Леонид Черняк — обозреватель журнала «Открытые системы». С ним можно связаться по адресу cherniak@osp.ru


Слухи о кончине ERP сильно преувеличены

Как реклама услуг аутсорсинга Web-приложений статья выстроена очень грамотно. Но через несколько лет по этому же тексту, как по лекалу, можно будет писать статью «Конец Web-служб»; одним из главных аргументов будет необходимость настройки арендуемых возможностей под реальные потребности компании.

Сегодняшняя же реальность внедрения ERP-систем в России такова. Никто не внедряет ERP-систему целиком и в один момент. Слова «интеграция» и «комплексная автоматизация» считаются признаком дурного тона как среди заказчиков, так и среди внедренцев. Что же тогда внедряют? Конкретные бизнес-процессы, например сбыта, снабжения, управления отношениями с клиентами и др. Фразы типа «сначала мы внедрим вам контур ?Финансов?, затем ?Логистики?, потом перейдем к ?Производству?» сегодня также считаются проявлением непрофессионализма и способны лишь отпугнуть клиента (хотя, естественно, конкретные бизнес-процессы могут потребовать большую часть возможностей соответствующих модулей, но могут и не потребовать).

Инициатором внедрения ERP-системы сегодня все чаще становится уже не финансовый, а коммерческий директор или даже владелец бизнеса. Платит он деньги из своего кармана и хорошо знает, что именно ему нужно в первую очередь. А нужен ему реальный контроль над деятельностью предприятия (то есть управленческий учет, а вовсе не только финансовый).

Никто не собирается сразу «сносить» старые системы — часто они решают свои, весьма специфические задачи, например, бухгалтерского учета. И в условиях национальных особенностей ведения бизнеса они играют роль тех самых «священных коров», без которых никак не обойтись, но которые уже давно не отражают реальную действительность.

Полный переход компании на ERP-систему обычно рассматривается заказчиком в качестве стратегической цели. Но сегодня ERP-система рассматривается владельцами компаний как средство решения конкретных наболевших проблем (например, получение оперативной и достоверной информации о состоянии продаж, закупок, отгрузок, оплат), а также внедрения новых (то есть западных) бизнес-стратегий.

Теперь о Web-службах. Само их противопоставление концепции ERP-систем несколько странно. Ведь они призваны доставлять на рабочие места руководителям и менеджерам некий набор функциональности, в том числе и функциональность какой-то конкретной ERP-системы. И весь пафос Web-служб заключен именно в возможности аренды этой функциональности (при этом проблема интеграции новой функциональности со старыми системами по-прежнему остается). Более того, нельзя забывать, что современная ERP-система — не просто коробочный продукт, а огромный конструктор, требующий не только профессиональной настройки, но зачастую и прямого допрограммирования его под нужды клиента. Интересно, кто этим займется: провайдер, внутренние специалисты или, как всегда, внешние консультанты?

И последнее. Архитектура систем класса ERP II значительно лучше предшественников подходит для решения задач интеграции, причем не только внутренних процессов, но и внешних — отношений с клиентами, поставщиками и другими контрагентами. Так что слухи о кончине ERP сильно преувеличены.

— Николай Кононихин, руководитель Центра решений Navision компании «Мегаполис», knu@spbmegapolis.ru

Возможно, это конец ERP как системы, но не как идеологии. Параллельное вхождение Web-служб в деятельность предприятий наряду с системами ERP или MRP II действительно заставляет задуматься над изменением системы управления в ИТ-службе предприятия. Многие из российских предприятий не сразу готовы принять такое решение и осуществить переход к другой модели управления, вне зависимости от того, старая она или новая.

— Виктор Герасименко, «Альфа-Интегратор — Баан Евразия», консультант

ERP в России не пройдет дальше, нежели средство получения «откатов». В России внедрению этих систем сопротивляются даже финансисты — им привычнее все старое, устоявшееся, они не привыкли переучиваться, а заинтересован в ERP лишь «лично финансово заинтересованный круг лиц». Но, к сожалению, и до внедрения Web-служб по этой же причине еще далеко, там будет все прозрачнее для вторых и еще непривычнее для первых.

— Дамир Башкирцев, «Меморек», руководитель отдела ИТ