В новой версии «1С:Предприятия» уделено значительное внимание совершенствованию модели данных, что делает ее более пригодной для решения задач автоматизации управления предприятием.
Компания «1С», доминируя на рынке приложений для поддержки бухгалтерского учета, продолжает свое движение на рынок средств учета управленческого. В июне компания провела на Кипре семинар, формально посвященный выходу в свет новой, восьмой, версии своего основного продукта «1С:Предприятие». Уже закончено его бета-тестирование, «1С» приступает к выпуску его рабочего варианта.
В новой версии «1С:Предприятия» уделено значительное внимание совершенствованию модели прикладных данных, что делает ее более пригодной для решения задач автоматизации управления предприятием, информационной поддержки маркетинга и т.д. В частности, усовершенствован механизм вложенных таблиц, теперь доступный как для документов, так и для справочников. Это позволяет формировать BOM (Bill of Material) для изделий сложной структуры, состоящих из многочисленных узлов. Обеспечена большая независимость различных направлений учета, что делает возможным совмещение в одном прикладном решении задач оперативного и финансового учета, различных вариантов планирования. Это достаточно серьезная заявка на формирование в перспективе системы автоматизации управления класса ERP. Также в новой версии введен новый механизм регистров сведений, который, в частности, позволяет хранить аналитические «срезы» информации, предоставляя менеджерам возможность просмотра и анализа динамики агрегированных значений различных показателей экономической деятельности. Реализован также инструмент интерактивного анализа многомерных данных, наделяющий «1С:Предприятие» некоторыми возможностями OLAP-систем.
В ходе мероприятия руководство компании обозначило новые ориентиры в стратегии и предстоящие в связи с этим изменения. Суть инноваций сводится к планируемому выходу на новый рынок систем автоматизации управления предприятием и сопутствующего консалтинга для среднего и малого бизнеса. Краткую характеристику инициатив дал во вступительном слове руководитель компании Борис Нуралиев. В частности, он высказал мнение о том, что интерес к зарубежным управленческим технологиям и соответствующим программным средствам во многом определяется модой и стремлением привлечь зарубежных инвесторов; между тем эти решения далеко не всегда адекватны реалиям российского бизнеса. (В последнее время активность западных компаний, в том числе и в плане развития партнерской сети, в этой «экологической нише» отечественного рынка заметно возросла. Особенно заметна Microsoft Business Solutions, некоторую рыночную долю удерживает ряд других компаний.)
Нуралиев также отметил ориентацию «1С» на развитие собственных решений «снизу вверх». Нет смысла несколько лет ждать построения «идеальной» системы, необходимо сразу предлагать работоспособные решения, постепенно достраивая их вместе с клиентом.
Специфику ситуации на рынке, по мнению автора, характеризуют следующие факторы.
Во-первых, российский рынок систем автоматизации учета движется к насыщению. В сложившейся ситуации компания должна выходить либо на зарубежные аналогичные рынки, что крайне затруднено различной практикой учета и российским экспортным законодательством, либо на отечественный рынок управленческих приложений.
Последний вариант вполне реализуем, однако в развивающейся конкурентной ситуации требует весьма активных действий.
Во-вторых, практика использования продукции «1С» вышла за рамки решения проблем учета. Количество прикладных решений управленческого характера стало достаточно заметным. Видимо, можно считать, что в нише среднего и малого бизнеса сформировался массовый заказ на решение задач такого класса.
В-третьих, многие игроки на рынке систем автоматизации управления предприятием самостоятельно позиционируют решения «1С» как учетные, давая им при этом высокую оценку и предлагая необходимые интерфейсы. Этим достигается формирование некоторых стереотипов в сознании руководства предприятий и ИТ-служб, а также снимается необходимость самостоятельного мониторинга весьма динамичного российского законодательства в области учета, что представляет собой трудоемкую задачу, которая окупается только при достаточно большом количестве клиентов.
Факторы успеха
В основе структуры бизнеса компании, связанного с «1С:Предприятием» лежит разумное сочетание преимуществ систем с открытым и закрытым кодом. «1С» поставляет на рынок технологическую платформу для разработки и поддержки прикладных решений различного уровня, а также ряд типовых. Платформа закрыта для партнеров и клиентов; сами же решения разрабатываются и поставляются в открытых кодах с использованием встроенного языка и средств визуального конструирования.
В рамках платформы, помимо системных функций по поддержке баз данных, интерфейсов и т.д., реализовано большое количество классов проблемно-ориентированных объектов. К числу подобных классов отнесены, например, учетные регистры — накопления и бухгалтерского учета. Это существенным образом избавляет разработчика от необходимости учета массы технических подробностей, связанных с их описанием и использованием, позволяет сосредоточиться на реализации бизнес-логики.
Закрытость платформы гарантирует единство разработки и корректность работы всей системы в целом. Конкретные приложения (конфигурации) в среде «1С» может создавать любой желающий, имеющий доступ к средствам разработки платформы и навык их разработки, получить который достаточно несложно. В компании подчеркивают: освоить основные принципы и общую методологию можно буквально за несколько дней. Кроме того, нет необходимости привлекать для разработки высококлассных системных программистов. Полученные решения распространяются в открытых кодах, что способствует развитию тиражируемых решений. Идеи, реализованные в конкретных приложениях, быстро становятся достоянием всего «1С»-сообщества.
Надо сказать, что идея использования приложений с открытым кодом неоднозначно воспринимается партнерским сообществом; на семинаре поднимался вопрос о необходимости закрыть конфигурации. Что дает компании открытость кода конечных приложений? Вот некоторые преимущества.
- Мониторинг рынка. Проект в целом превращается в самонастраиваемую систему. Ни одна маркетинговая служба не в состоянии столь тщательно проводить мониторинг рынка, как сообщество разработчиков и внедренцев, борющихся за выживание в конкурентных условиях. Информация о результатах их деятельности консолидируется в компании и позволяет выработать наиболее адекватные быстро меняющимся условиям рекомендации.
- Развитие платформы. Анализ решений партнеров, представляемых на сертификацию "1С:Совместимо", позволяет эффективно корректировать производительность и функциональность закрытой платформы, подстраивая их под потребности рынка по мере выхода новых версий. В результате учитываются только фундаментальные требования, отображающие основные тенденции рынка.
- Распределение рисков. Данная структура бизнеса позволяет распределить коммерческие риски между самой компанией и партнерами, разрабатывающими тиражные или конечные решения. При этом "1С" не заинтересована в значительном росте рисков партнеров, поскольку существенные неудачи, связанные с потерями клиентов, естественно отражаются на репутации продукта в целом.
- Консолидация сети. Разработчики, вступившие на путь сотрудничества с "1С", скорее всего, не смогут конкурентоспособно перенести свои действительно интересные решения в другую среду. Показатели скорости разработки и ее себестоимости будут хуже, чем у конкурентов из "1С". С другой стороны, диктуемый платформой стандарт разработки позволяет разработчикам быстрее понять друг друга, эффективно воспользоваться хорошо зарекомендовавшими себя решениями.
Страна советов
Ни одна маркетинговая служба не в состоянии столь тщательно проводить мониторинг рынка, как сообщество разработчиков и внедренцев |
В данном случае речь идет, скорее всего, о последнем. При этом, как отметила руководитель направления Марина Слесаренко, по крайней мере, первоначально основной доход планируется получать от реализации управленческого программного обеспечения «1С».
«1С» ориентируется на развитие собственной управленческой концепции, основанной на анализе мирового опыта, адаптированного к российским условиям, в частности к менталитету отечественных руководителей. Теоретической основой в ближайшее время, по мнению Слесаренко, может служить «схема Захмана» и модель
3D-предприятия Евгения Зиндера. При этом роли компании и ее партнеров предположительно распределятся следующим образом. За подразделением «1С:Консалтинг» остается построение контекстной, концептуальной и системной моделей, за партнерами — участие в построении системной модели и разработка модели технологической. Девиз направления — «Реальная автоматизация в реальные сроки». Отсюда, в частности, следует, что в «1С» не будут пытаться автоматизировать управление всего предприятия сразу. Внимание будет приковано к наиболее «горячим» участкам. Как утверждает Слесаренко, в отечественном консалтинге приходится идти «рука об руку» с клиентом: именно такая технология будет максимально эффективна при доминирующем на российских предприятиях «интуитивном» подходе к управлению.