Поставщики систем планирования ресурсов предприятий (ERP) загнаны в тупик. Системная интеграция переориентируется на сети, в которых обеспечивается взаимодействие разнородных систем.
Пол Страссман имеет опыт работы в должности директора информационной службы с 1961 года. С ним можно связаться по электронной почте: paul@strassmann.com |
С начала 1990-х годов поставщики ERP настойчиво утверждали, что для снижения расходов и большей эффективности работы компаниям надлежит вкладывать средства в глубоко интегрированные полные решения ERP. Следуя этим путем, уверяли нас, автоматизация бизнес-процессов должна привести к созданию универсальной архитектуры, которая в обязательном порядке включает в себя всеобъемлющие хранилища данных. При этом наилучший способ достижения цели ERP-проектов — использовать программное обеспечение от одного поставщика.
Альтернатива в виде интеграции разнообразных приложений, предлагаемых признанными на данный момент лучшими в своей области производителями, серьезно не рассматривалась — из-за большой трудоемкости и потребности в промежуточных программных инструментах. Любые изменения требовали бы тщательного тестирования, а неудобная логика преобразований могла бы замедлять транзакции и снижать производительность.
Обещания и реальность
Стремясь упростить обработку информации и избежать хаотичного разрастания ПО, многие организации сделали выбор в пользу предварительно интегрированных программных пакетов. Миллиарды долларов были затрачены, чтобы подвигнуть организации на выбор — синхронизация через централизацию.
Почти в каждом изученном мною случае инициатива исходила от финансистов. Они приветствовали возможность консолидации финансовых систем. Им необходимо было восстановить контроль над ходом дел в неразберихе, оставляемой чередой быстро сменяющихся неудачливых директоров информационных служб.
Реальность ERP-проектов оказалось не такой, как нам обещали. Почти каждую ERP-систему приходится со временем либо выбрасывать, либо урезать при столкновении с реалиями системной интеграции в рамках предприятия. Вопреки заявлениям о том, что ERP предоставляет легкоразворачиваемые стандартные решения, на самом деле принудительный уход от привычных, пусть и устаревших систем оказывается очень непростым и болезненным для людей, работающих с ними. Многие из таких традиционных систем могут быть модернизированы путем изменения форматов представления данных и стандартизации информационного обмена. При этом затраты будут намного ниже, чем при преобразовании систем.
Кроме того, лишь немногие ERP-системы оказались реализованы так, как они задумывались. Грамотные владельцы никогда не позволят отойти от системы, отвечающей их нуждам. Падающие показатели продаж, перерасход бюджета, возмущение пользователей — все это вынуждает фирмы приобретать дополнительные решения у различных мелких поставщиков. Пользователям все чаще приходится переключать усилия с обеспечиваемых поставщиками стандартных приложений на временные и поверхностные решения, идущие вразрез с долгожданной системной интеграцией.
Меняя стиль мышления
Чем же вызвано мое заявление о близком конце эры ERP? Наличием Web-служб, способных обеспечить интеграцию разнородных систем. Они позволяют корпорациям обращаться к поставщикам, лучше удовлетворяющим их требованиям, и быстро получать новые приложения. Прежде чем решиться на внедрение у себя нового приложения, компания может провести пробные испытания опять же через Web-службы. Они предлагают лучшую структуру для интеграции в рамках предприятия различных приложений, которые могут быть и разнородными, и распределенными, и устаревшими. Последние могут пока оставаться на своих местах — с тем, чтобы постепенно модернизироваться или отправиться в отставку.
Web-службы позволят сократить огромные расходы на разработки, избавят от потрясений, вызванных принудительным внедрением (обычное дело в случае с ERP). При использовании Web-служб внедрения на рабочих местах могут выполняться по мере подготовки к ним сотрудников. Web-службы смягчают переход от трудноуправляемых (и ненадежных) клиент-серверных сред к работе с внешними сервис-провайдерами, способными, в частности, предоставить компании услуги опытных специалистов по информационной безопасности.
Достоинством Web-служб является и быстрая замена отживших приложений. Тактика аутсорсинга предлагается в качестве альтернативы временной миграции большей части ИТ-службы компании к подрядчику, откуда она может и не вернуться. Web-службы освобождают ИТ-директоров от забот по управлению и позволяют им превращать ИТ в источник конкурентных преимуществ. Web-среда, свободная от связей между службами, больше подходит для работы в условиях, когда слияния, приобретения и сотрудничество между поставщиками и заказчиками требуют организации взаимодействия приложений через сеть в считанные дни, а не годы, как диктуют нынешние инициативы в области ERP.
Почему же тогда так медленно Web-службы получают признание? Организации могут переходить к интеграции на их основе только после реструктуризации системы управления ИТ и изменения приоритетов, ставящих во главу угла не вычисления как таковые, а коммуникации. Им придется отступить от идеи полного владения системой и быть готовыми покупать большую часть транзакций в виде услуг.