Каково отношение к сертификации специалистов в российских ИТ-компаниях? Опрос, проведенный нашим еженедельником, показал: четкой зависимости между наличием у работника какого-либо сертификата и уровнем его заработной платы, а также возможностями карьерного роста не существует. Однако, по мнению технического директора «РБК Софт» Максима Филамофитского, средняя рыночная цена специалиста с сертификатом действительно выше цены специалиста без оного. Но на практике эта разница проявляется, прежде всего, при приеме на работу, когда сертификация служит одним из формальных критериев при первичном отборе.
«По ряду узких специализаций (например, внедрение крупных ERP-систем) наличие сертификата является практически обязательным условием для найма специалиста, это связано с высокой сложностью программного обеспечения и нехваткой литературы для самообразования. В нашей компании более 70% специалистов имеют те или иные технические сертификаты,» — отметил Филамофитский.
Иногда, нанимаясь на работу, сертифицированный специалист выигрывает и в зарплате. «Наличие некоторых сертификатов позволяет специалисту рассчитывать на вознаграждение в рамках той «вилки», которая существует на рынке», — утверждает вице-президент Uni Сергей Малышев.
«На старте работник без сертификата получит условия примерно на 20% хуже, чем специалист с «профильным» техническим сертификатом. Дальше все будет решать реальный вклад в реализацию проектов», — подтвердила директор по маркетингу компании i-Teco Елена Александрова.
Роль сертификатов для карьерного роста в отечественных ИТ-фирмах неоднозначна. «С точки зрения руководителя, вряд ли стоит переводить человека с глубокими экспертными знаниями на другие задачи или передавать ему функции администрирования. Эксперт ценен на своем месте», — считает Александрова. «Продвижение по службе обычно в большей степени зависит от разумной инициативы сотрудника и умения решать реальные задачи, а не от наличия сертификатов,» — подчеркнул Малышев.
Слабая зависимость между наличием сертификатов, зарплатой и служебными перспективами объясняется еще и тем, что зачастую бремя затрат на получение сертификатов ложится на компанию, а не самого работника.
«Чаще всего процесс сертификации подразумевает обучение специалистов, которое оплачивается работодателем, и, с точки зрения руководства компании, здесь можно говорить об инвестициях в персонал. Российское трудовое законодательство не предусматривает механизма защиты подобных инвестиций, поэтому сертифицированное обучение зачастую является более выгодным для наемного сотрудника, чем для работодателя. Однако для нас сертификация в области информационных технологий является неотъемлемой частью общей культуры бизнеса», — подчеркнул Малышев.
Большинство опрошенных представителей российских компаний отметили, что прохождение программы технической сертификации повышает внутреннюю мотивацию сотрудников. «В прошлом году мы провели опрос среди сотрудников, в ходе которого больше 50% из них назвали регулярное обучение одним из факторов мотивации труда в компании. Сегодня более 10% наших специалистов имеют сертификаты Microsoft, IBM, Oracle, Brainbench, ЦБ РФ и других организаций,» — говорит заместитель генерального директора R-Style Softlab ГалинаКиперварг.
Только факты
Учиться…
Повышаете ли вы свою профессиональную квалификацию? Источник: опрос, проведенный на сайте rbc.ru |