Акционеры портала получили 100 тысяч
Аркадий Волож: «Мы просто устали слышать, что российский Internet-бизнес убыточен» |
На улице «новой экономики» — праздник: компания «Яндекс» объявила, что, начиная с августа прошлого года, доходы одноименного портала превышают расходы, причем вырученных средств хватило даже на выплату дивидендов. Держатели акций получили 100 тыс. долл. Однако, как сообщил на состоявшейся по этому поводу пресс-конференции генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож, дивиденды эти следует рассматривать не как начало регулярных выплат, а скорее как доказательство того, что электронный бизнес далеко не убыточен.
По словам Воложа, залогом успеха стала грамотная политика по привлечению рекламодателей. Несмотря на то что основную прибыль от рекламы дают несколько крупных компаний, регулярно размещающих свои баннеры на первой странице портала, бизнес-модель «Яндекса» ориентирована не на них. Главная надежда компании — мелкие рекламодатели, заказывающие маленькую рекламную кампанию стоимостью 200-300 долл. Таких фирм очень много и спрос на подобную рекламу постоянен в течение года. Что позволяет во-первых, не зависеть финансово от небольшой группы крупных рекламодателей, а во-вторых, не страдать от зимних и летних «провалов» в их рекламной политике.
Другой, не менее важной особенностью рынка Internet-рекламы гендиректор «Яндекса» назвал так называемую контекстную рекламу, т.е. услугу, заключающуюся в покупке клиентом не баннеров, а слов. Если купленное слово или фраза встречается в запросе, вводимом пользователем в поисковой строке (например, «кондиционер» или «автомобиль»), то вместе с результатами поиска выдается и рекламная строка. Эту рекламу получают только те посетители портала, которым в данный момент необходим именно этот товар или услуга. По итогам первого квартала этого года доля баннерной рекламы на первой странице составила в общей прибыли «Яндекса» 25%, а выручка от контекстной рекламы — 29%. Общее же число рекламных кампаний выросло по сравнению с предыдущим годом в два раза и составляет 1400 в месяц.
Волож особо отметил, что никакой «маскировки» рекламы под результаты поиска у «Яндекса» нет и не будет — рекламные объявления всегда выделены либо расположением, либо оформлением.
Кроме генерального директора на пресс-конференции выступил и председатель совета директоров «Яндекса» Бен Коль. По словам Коля, причина успеха портала — его изначальная ориентированность на Россию и россиян, в отличие от своих гораздо более «космополитичных» поисковых собратьев. Тем не менее доходы от любви к России получают американцы, а точнее — венчурный фонд ru-Net Holding, три года назад инвестировавший в компанию «Яндекс» более 5 млн. долл. и обладающий долей 35,7%.
«Успех проекта даже превзошел наши ожидания: в 2001 году расходы оказались на 17% ниже запланированных, а срок выхода на самоокупаемость был перенесен с первой половины 2003 на четвертый квартал 2002 года», — заявил Коль. Объем продаж компании (без учета бартера) в 2001 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 1 млн. долл. Весной этого года оборот уже приблизился к 400 тыс. долл. в месяц и превысил аналогичные показатели прошлого года в 2,3 раза.