Очевидно, что традиционные двухуровневые клиент-серверные архитектуры безнадежно устарели, а то, как разумнее строить соответствующие времени многоуровневые, на самом деле не знает никто.
Джейсон Вейссер: «У Web-служб было трудное детство, но их ожидает прекрасное будущее, гарантия тому — Service Bus» |
Технологии для корпоративных информационных систем находятся на перепутье. Очевидно, что традиционные двухуровневые клиент-серверные архитектуры безнадежно устарели, а то, как разумнее строить соответствующие времени многоуровневые, на самом деле не знает никто. Априорно ясны два положения. Во-первых, требуется в максимальной степени сохранить существующие инвестиции, поскольку финансирование информационных технологий сокращается повсеместно. Во-вторых, необходимо придать системам новые качества, которыми они должны обладать для продуктивной работы в недетерминированном пространстве Internet, прежде всего гибкость и масштабируемость. Отчасти эти трансформации совершаются на аппаратном уровне (виртуализация серверов, систем хранения и т.д.), но в основном — программными средствами.
Вот почему особое внимание было привлечено к IBM Software Symposium 2003, прошедшему в мае в Мюнхене. Хотелось слышать из первых уст, что думает по этому поводу IBM.
Движение «по требованию»
Сегодня термин «по требованию» (On-Demand, OD) в моде, у него уже несколько инкарнаций: utility computing, grid computing, autonomic computing, его взяли на вооружение IBM, HP, Computer Associates, Microsoft и Sun Microsystems. Термин употребляют по поводу и без повода, он уже вошел в категорию модных словечек, и это опасно. В результате избыточного использования вполне вероятно повторение истории, связанной с Web-службами, когда понятие, достойное самого серьезного к себе отношения, стараниями чересчур активных аналитиков успело приесться раньше, чем пришло подлинное осознание того, что за ним стоит.
В целом концепция «по требованию» пока находится на фазе определения, и иногда OD относят к совершенно разным вещам, но все они, в конечном итоге, служат для того, чтобы представить бизнесу более гибкие средства доступа к информационным ресурсам. Рискну предположить, что появление концепции On Demand — не дань моде, а действительная попытка отойти от создания строго детерминированных систем к системам, построенным на кибернетических принципах. Это некий аналог осознанного перехода от программного управления к управлению по обратной связи, который произошел в технике в середине прошлого века. Но в таком ракурсе On Demand пока не рассматривается, концепция существует в виде отдельных интерпретаций, например одна из интерпретаций utility computing предполагает использование вычислительных ресурсов третьих компаний и оплату за это примерно по той же схеме, как мы платим за любые иные коммунальные услуги. Иногда utility computing представляют как создание общекорпоративного (виртуализированного) пула ресурсов (shared pool) без привлечения провайдера. Примерно так же представляется и grid computing.
Позиции наиболее активных игроков, за исключением IBM, можно представить следующим образом. У Sun Microsystems — платформа N1, виртуализирующая практически все системные ресурсы и позволяющая обеспечивать вычислительными мощностями, системами хранения данных и сетевыми ресурсами «на лету». У HP — Utility Data Center, в центре внимания ее концепции — адаптивная инфраструктура, построенная на основе OpenView, которая позволяет связывать компьютеры, сетевые ресурсы и системы хранения. Computer Association связывает свой подход к OD, естественно, с Unicenter, который позволяет более эффективно управлять корпоративной инфраструктурой. Инициатива Microsoft Dynamic Systems Initiative предполагает унификацию продуктов производителей аппаратных и программных средств, а также сервисов на основе программной архитектуры, которая позволила бы пользователям более эффективно совместить зоопарк разномастных технических ресурсов.
On Demand в исполнении IBM
IBM тоже не избежала общего увлечения OD, поэтому основным девизом IBM Software Symposium 2003 стало словосочетание «e-business On Demand», зарегистрированное как торговая марка. С работой по запросам компания связывает нынешнюю, третью по классификации IBM, фазу электронного бизнеса. На этот тип работы IBM делает основную ставку, идеи работы по требованию легли в основу темы «Стратегия и решения IBM Software» — одной из шести, рассмотренных в ходе Software Symposium. По воле организаторов случилось так, что только эта тема и была полноценно представлена журналистам. Из пяти оставшихся основных тем, охватывающих весь пакет предложений (IBM Software Portfolio), четыре были посвящены продуктовым направлениям DB2, Lotus, Tivoli и WebSphere. Особо выделялось представление всего того, что связанно с Rational, причины этого понятны — новое приобретение нуждается в громком анонсе.
Реализация стратегии «eBusiness On Demand» базируется на четырех основных принципах.
- Интеграция, причем не только ставшая классической интеграция приложений, но и интеграция ИТ-систем как таковых - не только внутри предприятия, но и с ИТ-системами заказчиков, партнеров и поставщиков.
- Следование открытым стандартам, таким, как, например, Web-службы. Это позволяет объединить устройства и приложения, беспрепятственно преодолевая самые разные границы.
- Виртуализация всех видов технологических ресурсов, что позволяет минимизировать системную сложность и повысить эффективность их использования.
- Самоуправление (autonomic capabilities) - способность автоматически решать возникающие проблемы, будь то угрозы безопасности систем или поломка оборудования.
Сравнивая эту концепцию OD с другими, нетрудно прийти к выводу, что позиция IBM отличается большей комплексностью. В своем видении она представляет eBusiness On Demand как концептуальную структуру, служащую для трансформации информационных систем таким образом, чтобы можно было использовать преимущества utility computing, grid computing и т.д.
Ставка на ESB и SOA
Будущее технологий для корпоративных информационных систем приобретает все более ясные черты. Нет сомнений, оно связано с новыми технологиями интеграции приложений, в первую очередь на основе Web-служб. Это не просто процесс, не случайно одно из выступлений на круглом столе, посвященном этому технологическому направлению, называлось «Web-services: A difficult childhood», то есть: «Web-службы: трудное детство». Специфика, присущая переломному моменту в развитии технологий, проявилась в выступлениях руководителей IBM. Они были в большей степени декларативными, и речь в них шла не столько о новых технологиях, сколько о тенденциях, которые должны отражаться в предлагаемых технологиях, о требованиях, которым они должны соответствовать. Прежде, когда ситуация в технологиях и бизнесе была более определенной, как правило, разговор о будущем был конкретным, он не предполагал никаких сюрпризов, все сводилось к вполне ожидаемому объявлению новых продуктов и перспектив на ближайшие годы, опять-таки «продуктовых». Теперь в условиях неопределенности даже такая компания как IBM устами своих вице-президентов философствует и обосновывает свои намерения и устремления.
Самым отрадным из всего увиденного и услышанного во время Software Symposium 2003 было то, что на системном уровне IBM ориентируется на технологические подходы, которые получили название Service Oriented Architecture (SOA) и Enterprise Service Bus (ESB). Их главным проповедником стал Джейсон Вейссер, пришедший несколько месяцев назад из Microsoft, где он занимался «программным обеспечением по запросу» (software-as-a-service) в рамках инициативы .Net. В IBM он — директор подразделения Software Services for Web Services.